Система медицинского страхования в России представляет собой часть структуры, в соответствии с которой граждане страны получают государственное обслуживание. В рамках экономики, ориентированной на рыночные отношения, данная отрасль претерпела немало изменений.
История медицинского страхования в России
Первое товарищество, которое занималось данной проблемой, было открыто в Санкт-Петербурге в 1827 году. В целом же развитие медицинского страхования в России прошло несколько стадий:
- С марта 1861-го по июнь 1903-го. В этот период были приняты важные нормативные акты. В частности, в 1861-м на законодательной основе были введены элементы обязательного страхования. 1866 год ознаменовался принятием Положения, в котором было предусмотрено создание больниц при заводах и фабриках.
- С июня 1903-го по июнь 1912-го. В этот период был принят один из важнейших Законов. Он устанавливал выплаты компенсаций гражданам, служащим и рабочим, а также их семьям, пострадавшим при несчастных случаях на предприятиях горнозаводской, горной и фабрично-заводской промышленности.
- С июня 1912-го по июль 1917-го. В начале этого периода была существенно обновлена социальная сфера страны. Немало усилий к этому приложила Госдума. Так, в 1912-м, 23 июня, был принят Закон, регламентировавший страхование рабочих при несчастных случаях или болезни. В декабре этого же года был создан Совет, занимающийся этим вопросом. В 1913-м в Санкт-Петербурге и Москве были открыты Присутствия по страховым делам. С июля этого года были сформированы больничные кассы во многих районах страны. С января 1914-го стали появляться товарищества по вопросам обеспечения компенсаций рабочим при несчастных случаях. В соответствии с Законом 1912 года за счет предпринимателя больничная помощь оказывалась в 4 видах:
- Родовспоможение.
- Первая помощь при несчастном случае и внезапном заболевании.
- Амбулаторное лечение.
- Пребывание в больнице с полным содержанием.
4. С июля по октябрь 1917-го. После свершения февральской революции власть перешла в руки Временного правительства. Первыми действиями его стали реформы в сфере страхования. 25 июля было утверждено специальное Положение. В соответствии с ним был расширен круг застрахованных. Однако он охватывал не все рабочие категории.
5. С октября 1917-го по ноябрь 1921-го. Свою деятельность в области медстрахования Советская власть начала с принятия Декларации наркома труда. Далее, 31 декабря 1918-го, был утвержден Декрет. В нем регламентировалось положение о соцобеспечении рабочих. В феврале 1919-го Лениным был подписан Декрет, в соответствии с которым вся лечебная власть бывших касс передавалась Наркому Здравоохранения.
6. С ноября 1921-го по 1929-й. В этот период были приняты новые постановления, регулирующие вопросы медицинского страхования.
Только с принятием в 1991 году Закона "О страховании" можно говорить о качественно новом этапе развития системы. После своего утверждения этот нормативный акт претерпел несколько изменений и дополнений. В соответствии с ним медицинское страхование в России выступает как форма защиты интересов граждан в области охраны здоровья.
Государственное обеспечение: общие сведения
В международной практике организации медицинского обслуживания населения сформировались определенные экономические направления функционирования здравоохранения:
- Государственное.
- Частное.
- Страховое.
В рамках государственного обслуживания осуществляется прямое финансирование лечебно-профилактических организаций. За счет этого население получает бесплатную медицинскую помощь. Частное обслуживание представлено индивидуально практикующими специалистами. Их деятельность обеспечивается за счет взимания платы с пациентов. Медицинское социальное страхование в России основывается на принципе участия предпринимателей, предприятий и граждан в прямом финансировании здравоохранения либо посредством уполномоченных организаций. Целью последнего направления выступает обеспечение помощи гражданам при несчастных случаях за счет накоплений. Вместе с этим в рамках данной сферы осуществляется финансирование профилактических мероприятий.
Общая характеристика
Медицинское страхование в России целесообразнее рассмотреть с двух сторон. В широком смысле оно представляет собой особую структуру общественного здравоохранения, финансирование которой осуществляется из специальных организаций. Фонд медицинского страхования России формируется за счет разных источников поступления. Основными из них выступают взносы предприятий, работающих и предпринимателей, а также государственные бюджетные средства. В узком смысле медицинское страхование в России – это непосредственное поступление ресурсов и последующее их расходование на оказание лечебно-профилактической помощи. Ее характер и объем устанавливаются в соответствии с договором.
Обязательное медицинское страхование в России
В рамках этого направления все граждане страны приобретают равные возможности в получении лекарственной, лечебно-профилактической помощи. Ее объемы и условия оказания установлены соответствующими государственными программами. Обязательное медицинское страхование в России регулируется ФЗ. Оно является элементом государственной политики. Разработка Базовой программы ОМС осуществляется Минздравом. Она согласовывается с Минфином и Федеральным страховым Фондом. После этого ее утверждает Правительство. В Базовую программу включена первичная медицинская и санитарная помощь, восстановительное и стационарное лечение. Реализация данных мероприятий осуществляется на основе договоров, которые заключаются между субъектами ОМС. В качестве них выступают:
- Медицинское учреждение.
- Страхователь.
- Гражданин.
- Страховая организация.
Основные субъекты
В качестве страхователей выступают:
- Для неработающих граждан – органы госуправления областей, краев, автономных округов, Санкт-Петербурга и Москвы, местная администрация.
- Для трудящегося населения – организации, учреждения, предприятия, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность и имеющие свободные профессии.
Медицинское страхование в России осуществляют уполномоченные организации. В качестве них выступают юридические лица, которые имеют государственное разрешение на ведение данной деятельности. Фонд обязательного медицинского страхования России осуществляет финансирование принятых Правительством программ по обеспечению населения услугами в области здравоохранения. Обязанности, задачи, права и функции уполномоченных организаций определяется соответствующим Положением. Оно утверждено Правительством.
Задачи организаций
Юридические лица, осуществляющие медицинское страхование в России, выполняют следующее:
- Проведение расчетов и оплату услуг лечебно-профилактических учреждений.
- Реализацию непосредственного контроля над качеством и объемом обслуживания.
- Защиту интересов и прав своих клиентов.
- Обеспечение учета и выдачи страховых полисов.
Принципы работы
Взаимодействие между клиентами и организацией осуществляется через взносы. Они устанавливаются в качестве ставок платежей в размерах, которые покрывают расходы на выполнение программ страхования и обеспечивают рентабельность СМО. В качестве юридического основания оказания услуг выступает договор. Он заключается между субъектами страхования и отражает их обязанности, права и ответственность. Клиент получает возможность выбрать независимую организацию, которая будет обеспечивать его интересы при получении помощи.
Полис
Он выдается каждому лицу, заключившему страховой договор. На всей территории государства действует полис ОМС единого образца. Этот документ гарантирует предоставление медицинской помощи. Если лицо по каким-то причинам не может лично получить полис, он может поручить это кому-то по доверенности. В случае утери документа дубликат выдается бесплатно. В качестве объекта страхования выступает риск, связанный с расходами на лечебно-диагностические процедуры при возникновении несчастного случая.
Дополнительная программа
На территории страны действует также и добровольное медицинское страхование. В России у граждан есть возможность частичной либо полной компенсации затрат на обслуживание в дополнение к ОМС. Для получения услуг также заключается договор. Добровольное медицинское страхование в России позволяет выбрать один из следующих вариантов покрытия:
- Лечебные процедуры, диагностика, приемы врачей.
- Помощь на дому.
- Стоматология.
- Экстренная помощь.
Выбор организации
При подборе страховой компании специалисты рекомендуют отдавать предпочтение тем, которые занимают устойчивые позиции по нескольким категориям предоставляемых услуг. Это говорит о том, что у компании сбалансирован пакет рисков, что, в свою очередь, означает, что она будет более устойчивой к разным внешним экономическим воздействиям.
Важные моменты
При организации добровольного страхования необходимо обратить внимание на следующее:
- Список специалистов и наличие/отсутствие ограничений по посещению может быть различным. Это зависит от выбранного лечебного учреждения и рамок самой программы.
- Стоматология, как правило, предлагается без протезирования и косметологии.
- Диагностические процедуры, которые возможны по условиям договора, могут быть разными. К примеру, лабораторное исследование может содержать также ряд иммунологических, микробиологических или гормональных анализов.
- Неотложная помощь обычно оказывается в пределах населенного пункта.
Варианты, приведенные выше, можно приобретать и в комплексе. В качестве базового элемента будет выступать первый вариант "поликлиника" (осмотры врачей, диагностика, лечение). Стоимость полиса будет зависеть от количества выбранных элементов и от уровня лечебного учреждения.
Современные реалии
На сегодняшний день достаточно четко очерчены проблемы медицинского страхования в России, которые требуют решения. В частности, можно назвать следующие трудности:
- Политические. На сегодня имеет место намерение осуществить реформирование страховой системы в стране. Оно высказывается в ежегодных посланиях Главы государства Федеральному собранию. Однако политическое решение по поставленному вопросу отсутствует.
- Экономические. Хотя существующая в рамках программ система финансирования предусматривает страхование неработающих граждан, но при этом не определяет механизм этого обеспечения.
- Организационные. Сформированная инфраструктура, различная в субъектах и находящаяся под строгим контролем исполнительных органов, не имеет возможности реально выполнять в полном объеме функциональное предназначение в соответствии с законом.
- Социальные. У медицинского страхования нет поддержки ни у врачей, ни у, собственно, граждан.
- Терминологические. На данный момент имеет место путаница в понятиях. В обращение были запущены многие термины, искажающие представление не только о сущности программ, но и их принципах.
- Информационные. До сих пор нет обеспечения адекватного информирования процессов перехода к страхованию. Достаточно часто в СМИ появляются весьма поверхностные суждения по этому вопросу, а их авторами выступают зачастую не вполне подготовленные профессионально люди.