Рубрики

FIAT – итальянские автомобили из Турина

Одна из старейших в мире компаний, производящих автомобили, имеет славную историю, продолжающуюся и поныне. На примере итальянского концерна FIAT можно убедиться, как интересно и успешно, хотя и не без драматических моментов, может развиваться и сегодня фирма, основанная в позапрошлом веке, постоянно меняясь и при этом сохраняя традиции.

Начало

FIAT

Создание первого в Италии завода-автопроизводителя в 1899 году произошло по инициативе бывшего офицера Джованни Аньелли, игравшего важнейшую роль в становлении предприятия. После начала работы завода он стал его директором, и ему фирма обязана своими успехами в течение долгого времени. В названии, представляющем собой аббревиатуру, отсылающую к латыни (игра слов: fiat - «да будет так!») содержится оптимистичный призыв, туринский и общеитальянский патриотизм и обозначено главное направление развития – автомобилестроение. Таким образом, бренд получился очень ёмким, несмотря на свою лаконичность. Что касается логотипа, то он всегда был простым и незатейливым. В первом варианте на стилизованной под старинный свиток табличке просто указывалось полное наименование предприятия: «Итальянский автомобильный завод Турин» (Fabbrica Italiana di Avtomobili Torino). Во всех остальных версиях этот текст был сокращён до заглавных букв, сначала с точками, а потом и без них.

FIAT

Расширение производства

Италия, будучи страной преимущественно сельскохозяйственной, в техническом отношении отставала от соседей на рубеже XIX и XX веков, и поэтому первой моделью, запущенной в производство, был автомобиль французской конструкции, изготовлявшийся по лицензии фирмы «Рено» и оснащённый импортным мотором De Dion.

автомобили

Следует отметить меры прямой государственной поддержки, выраженной в отмене пошлин на необходимое для отрасли сырьё, в частности на стальной листовой прокат (1903), что создало благоприятные условия не только для автостроения, но помогло и смежным отраслям индустрии. FIAT начал выпускать не только бюджетные модели, преимущественно предназначенные для такси, но и грузовые машины, автобусы и даже самолёты, но пока тоже по лицензии. Кроме этого, двигатели больше не нужно было закупать за границей, - технологию их изготовления освоили в Италии, и не только автомобильных, но и корабельных, и авиационных.

фирма

Ассортиментный ряд

В 1908 году Аньелли замахнулся на очень ёмкий американский рынок, и открыл в США подразделение Fiat Automobile Co., но вскоре понял, что на лицензионных моделях конкурировать с ведущими производителями, особенно за рубежом, будет сложно, и сосредоточил усилия своего конструкторского бюро на собственных разработках. Первым он осознал важность не только технических показателей, но и эстетической стороны продукта, для чего привлёк дизайнеров-стилистов. Самый большой завод компании Lingotto с испытательным полигоном-автодромом и пятиэтажными корпусами, был заложен в 1916 году, и на нём были введены жёсткие правила, как на предприятиях Генри Форда в Америке. Фирма представляет собой уже многопрофильный концерн, объединяющий кроме автомобильного и авиационного сталелитейное, электротехническое и вагоностроительное производства.

фирма

Самолёты FIAT

Итальянское авиастроение 30-х годов характеризовалось видимым противоречием производственных возможностей и характеристик конечного продукта. Заводы фирм Caproni, FIAT, Savoia-Marchetti и другие ведущие предприятия отрасли могли производить воздушную технику любого, даже самого современного уровня, а научно-исследовательский и технологический потенциал позволял разрабатывать передовые модели, но потребности армии ограничивались устаревшими бипланами, которых, впрочем, было достаточно, чтобы вести боевые действия против туземцев-повстанцев в Абиссинии. Исключение составляли конструкции транспортно-бомбардировочных аэропланов (обычно двойного назначения), но предприятия FIAT этим направлением не занимались - они строили только истребители, и в данном случае похвастаться было особенно нечем.

FIAT

После войны

В период Абиссинской кампании, гражданского вооружённого конфликта в Испании и Второй мировой войны фирма «Фиат» не обогатилась, как многие другие компании, а, напротив, несла убытки на оборонных заказах, обусловленные в основном особенностями экономических методов диктаторского режима Муссолини. После разгрома фашистских государств Оси, напротив, наблюдался подъём промышленного производства. Заводы FIAT от бомбардировок союзной авиации пострадали, но не так сильно, как германские, – они располагались в традиционно промышленных северных районах Италии, где масштабных битв почти не было. На примере завода Mirafiori можно видеть, что буквально в течение нескольких лет после 1945 года производственная база выросла вдвое.

фирма

Пятидесятые и шестидесятые годы

Фирма была национализирована сразу после войны, но на систему и стиль менеджмента это практически не повлияло: руководил «Фиатом» прежний генеральный директор Витторио Валетта. Первой моделью нового десятилетия стал «Фиат 1400», в котором применён несущий кузов и впервые предусмотрена альтернативная комплектация дизельным двигателем. Завод Mirafiori полностью переведен на производство седана 1100/103 и универсала 103 TV, и эти машины, сходившие с конвейера миллионами, определили «лицо» итальянского автомобилестроения первых послевоенных десятилетий.

автомобили

Главным направлением рыночного позиционирования стала ценовая доступность при высоких технических и эстетических качествах продукта. Дизайн по-прежнему художественный, но, как правило, достаточно скромный и неброский. Та же традиция продолжается и после реприватизации концерна внуками учредителя Аньелли (Умберто и Джованни-младшим), в начале шестидесятых. Производятся автомобили разных классов, легковые, ориентированные на потребителей разной платежеспособности, и грузовые.

автомобили

Курс на инновацию

Автомобилями года в Европе «Фиаты» становились двенадцать раз, и это достижение не удалось повторить больше ни одной фирме. Одну из этих удачных моделей, 1967 года, можно считать «основополагающим краеугольным камнем» российского отечественного автопрома. Весь модельный ряд «Жигулей», от «копейки» до «восьмёрки», является производной «Фиата-124», и определяется у нас в стране как «классика». Конструкция получилась и в самом деле очень удачная, с отличным обзором и неплохими ходовыми характеристиками, к тому же простая в эксплуатации.

FIAT

70-е, 80-е и 90-е годы прошли под знаком роботизации производства и инновационного развития, а также освоения быстро развивающихся рынков. Эти процессы продолжаются и теперь.

FIAT

Интересные факты

Мало кто знает, что отоплением и вентиляцией до фирмы «Фиат» не озадачивался ни один автопроизводитель, поэтому в общественном сознании образ «винтажного шофёра» ассоциируется с тёплой кожаной амуницией, включая шлем.

FIAT сотрудничает с германской фирмой Bosch, результатом чего стала, в частности, революционная топливная система Common Rail, созданная в 1986 году.

До тех пор, пока в 1951 году рынку не был предложен внедорожный автомобиль FIAT Campagnola с несущим кузовом, все производившиеся джипы имели в основе конструкции силовую раму, как грузовики.

Карданная трансмиссия с передающим силовым валом, изобретённая итальянским математиком (а заодно и медиком) Джироламо Кардано, впервые серийно применена в конструкции автомобилей фирмы FIAT.

Город Тольятти, в котором расположены производственные мощности ВАЗа, назван в честь итальянского коммуниста, организовавшего ряд забастовок в 1919-1920 годах на заводах FIAT, приведших к значительным финансовым потерям фирмы.

В спортивных соревнованиях гонщики фирмы не принимали участия до 1933 года, зато дебют форсированной версии серийной модели Balilla сразу же оказался призовым (ралли Mille Miglia, III место).

«Фиат» присоединил к себе несколько марок итальянский автопроизводителей, стоявших на грани разорения или уже перешедших её, и не дал им бесславно исчезнуть. Maserati, Alfa Romeo, Lancia и Ferrari – всё это тоже FIAT.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание