Рубрики

Фирма Hasbro — королева простых игрушек

В любом магазине игрушек продукция этой компании занимает целые стеллажи. Дети любят возиться с роботами, меняющими свои очертания по их желанию, но не только этими изделиями ограничивается богатый ассортимент Hasbro. Продукция в основном незамысловатая, и рассчитана до относительно недавнего времени она была на самых маленьких. В чём секрет популярности этих игрушек? Что привело фирму Hasbro на вершину рыночной пирамиды и позволило ей разделить верхние позиции с ведущими мировыми производителями? Сможет ли кто-то повторить этот путь?

Hasbro

Основание

Фирму основали выходцы из Польши, этнические немцы братья Герман, Генри и Хилал Хассенфельды, в двадцатые годы. Они приехали в США и начали семейный бизнес с дела верного — торговли текстилем. Компания Hassenfeld Brothers Incorporated со временем расширяла направления деятельности, заработанные деньги вкладывались в производство. Первой собственной продукцией стали пеналы для школьников. Однако наступившая депрессия побудила к активности не только братьев, но и их поставщиков. Подорожание карандашей и разворачивание аналогичных конкурентных производств вынудили владельцев фирмы тоже переходить на смежные товары, так как простая перепродажа уже не могла служить стабильным источником прибыли. Так проблема стала двигателем прогресса. Братья Хассенфельды открыли фабрику канцтоваров, и, убедившись, что родители скорее откажут в чём-то себе, чем детям, решили впредь развивать это направление. В конце 30-х фирма приступила к производству игрушек.

бизнес

Продукция начального периода

Первые игрушки фирмы Hassenfeld Brothers были развивающими. Детские наборы, имитирующие медицинские инструменты, предназначались юным врачам и сестрам милосердия. Также чуть позже были выведены на рынок косметические товары для девочек, мечтающих поскорее стать взрослыми, и глина для лепки. Расширению ассортимента Хассенфельды всегда уделяли много внимания, полагаясь в основном на свою интуицию. Так продолжалось до начала пятидесятых годов. До этого времени компания Hassenfeld Brothers ничем не выделялась в огромном множестве производителей игрушек. Следует отметить, что разглядеть в новом товаре что-то особенное действительно было трудно. К примеру, у наших соотечественников, даже самого нежного возраста, он вряд ли вызвал бы энтузиазм. Реакция большинства американских предпринимателей тоже была в основном скептической.

игрушки

Настойчивый изобретатель

«Мистера Картофельную голову» придумал Джордж Лернер из Бруклина в то время, когда компания Hassenfeld Brothers ещё производила карандаши и наборы юных медиков, то есть в начале сороковых. Вернее было бы утверждать, что он просто увидел своего играющего с картошкой племянника. Маленький мальчик воткнул в корнеплод какие-то палочки и играл с этой импровизированной куклой. Другим детям это тоже нравилось, в том числе младшим сёстрам Лернера. Других игрушек у этих бедных ребятишек просто не было, а чтобы увидеть в этой, мягко выражаясь, незамысловатой композиции коммерческий потенциал, действительно требовалась немалая фантазия. Тем не менее исполненный решимости Джордж решил, что должен непременно получить патент на подобное изделие и начал действовать. Очень большой проблемой стал поиск инвесторов: на изобретателя смотрели как на чудака. Однако усилия дали плоды (вернее, корнеплоды), и Лернеру удалось продать права на производство человечка-овоща за целых пять тысяч долларов. В то время, в конце сороковых, в США на такие деньги можно было запросто открыть собственный бизнес — закусочную или мастерскую. Почему-то предприниматель, купивший патент на Mr. Potato Head, не стал заниматься его производством. Возможно, он счёл дальнейшие инвестиции слишком рискованными и, очевидно, был очень рад переуступить принадлежащие ему права фирме Хассенфельдов, которых настойчивый Лернер «укатал» в 1951 году, но на большую сумму.

игрушки

Развитие «Картофелеголового»

Игрушка изначально представляла собой набор пластмассовых деталей (носа, глаз, очков, шляпы, ушей и губ) с крепёжными выступами, позволяющими превращать клубень картофеля в игрушку. С развёртыванием производства фирма «Братья Хассенфельды» не мешкала, но предприниматели понимали необходимость массированной рекламы. Персонаж Potato Head — первая в истории игрушка, для продвижения которой использовались коммерческие возможности телевидения в виде видеороликов.

бизнес

Этот товар продемонстрировал редкую успешность (он отлично продавался по паре долларов), но после 1964 года его пришлось видоизменить. Правительственной комиссии показалось, что острые шипы, с помощью которых декоративные элементы накалывались на клубень, теоретически могли травмировать детей, и хотя про подобные инциденты история умалчивает, но «Картофелеголовый» получил свой цельный облик, включая туловище и ноги, в котором существует и поныне. Параллельно разрабатывалась «овощная» серия фигурок (морковь, перец и пр.), но с «главным героем» состязания она не выдержала.

Hasbro

«Джи-ай Джо»

Компании Hassenfeld Brothers принадлежит важная заслуга — она научила играть в куклы мальчиков. В середине пятидесятых ассортимент расширился за счёт диснеевских персонажей, а в 1964 году был выпущен собственный оригинальный продукт. Предшествовала его появлению идея, основанная на популярном сериале «Лейтенант», но братья Хассенфельды, проявив изрядную прозорливость, поняли, что это кино вскоре забудут (так и случилось), а вот простой солдат, придуманный Стэном Уэстоном, — это то, что надо. Так появился Джи-ай Джо (G.I. — так называют несколько иронично военнослужащих США — Government Issued, то есть «правительственный образец»).

Hasbro

Время неудач

Кукла G.I. Joe была большой — примерно 12 дюймов (около 30 см) ростом, и ей, возможно, была суждена долгая жизнь, если бы не Вьетнамская война, крайне непопулярная и вызвавшая стойкое отвращение ко всему милитаристскому. Зато на базе этого изделия теперь можно было выпускать астронавтов, ниндзя, аквалангистов и прочих авантюрных героев. Семидесятые годы стали временем неудач для фирмы Hasbro (название бренда сократили ради лучшего и запоминающегося звучания). То один, то другой товар подвергался запрету по причине небезопасности. Такая судьба постигла дартс марки Javelin, а пистолет-шприц Hypo-Squirt вообще назвали наркоманским набором, хотя ничего такого его создатели в виду не имели. К тому же сильно подорожало сырье вместе с нефтью. Деревянную посуду марки Galloping Gourmet съели термиты, всю пробную партию.

бизнес

Подъём

Фирму Hasbro спасла некоторая неторопливость и инертность, при других обстоятельствах, возможно, губительная. Компания не бросилась вслед за многими другими в начале 80-х годов осваивать рынок компьютерных игр, и, как оказалось, поступила верно. Велись неспешные работы по возрождению «джи-аев» (вместе с Marvel). Солдат уменьшили в размере до четырёх дюймов, придали им фантастическую оснастку и всячески осовременили, одновременно удешевив, а также создали армию противника — «плохих парней» (отряд «Кобра»), чтобы им было с кем воевать. Выпущены даже фигурки некоторых исторических персонажей. Для девочек изобретена лошадка-пони, после некоторой доработки ставшая хитом продаж. Но лучшей позицией стали роботы-трансформеры.

игрушки

Роботы

Уже в 70-е годы роботы стали персонажами японских мультфильмов, их изображали на красочных вкладышах жвачки, а чуть позже мода на этих фантастических чудищ дошла до Европы, Америки и всего мира. Фирма Hasbro заинтересовалась этой темой, но её пришлось адаптировать для потребителей из США. Это успешно удалось, и с тех пор, с начала 80-х, трансформеры начали своё победное шествие по планете. По своей сути, это всё те же куклы для мальчиков. Что касается девочек, то превзойти популярность "Барби" (производится ТМ Mattel) компания Hasbro так пока и не смогла, хотя усилия в этом направлении прилагаются (Jem, Maxie и пр.).

Hasbro

Другие позиции

Определённый консерватизм Hasbro проявляется в том, что фирма скупает многие уже давно популярные игры вместе производящими их брендами. В 1991 году поглощена марка Parker Brothers («Монополия» и «Доска Уиджи»). В течение десятилетия та же участь постигла Wizards of the Coast («Драконы и магия», «Морской бой»), а также «Дженгу», «Ферби» и «Твистер». Все эти забавы пользуются устойчивым спросом уже несколько десятилетий. Инструменты продвижения тоже не очень оригинальны — комиксы, фильмы, телереклама и мощный мерчандайзинг. В сущности, только упорство, труд и немалые деньги.