Рубрики
...

Как фирма Toyoda стала «Тойотой»?

Многие авторитетные эксперты или люди, считающие себя таковыми, рассуждая об отечественном автопроме, часто скептически ухмыляются, а юмористы не устают выдавать одну за другой однообразные шутки по поводу качества российских легковушек. Было даже высказано мнение о том, что в нашей стране вообще не нужно заниматься этим производством – дескать, не получается, и ладно. При этом мало кто задумывается над историей автомобилестроения в Японии, а это было бы совсем нелишним. Яркой иллюстрацией успешного итога вроде бы почти безнадёжного дела может служить всемирно известная компания «Тойота». Это поучительно, а ознакомление со всеми обстоятельствами внушает определённые надежды.

Тойота

Японская техника тридцатых годов

Первые автомобили марки «Тойота» были предложены потребителям в 1935 году: легковой «Model A1» и грузовик G1. Считается, что эти машины были довольно неплохими, хотя судить об их качестве можно лишь очень приблизительно. Их даже экспортировали, правда, сначала всего четыре штуки. Ничего удивительного в столь скромном результате нет. Во всём мире Япония тогда считалась страной отсталой, и даже её военная техника, всегда по определению вбирающая в себя последние достижения науки и технологии, тоже, мягко выражаясь не блистала, за исключение разве что кораблей.

автомобили

Всё остальное было совсем скверным – и самолёты, и танки, практически все другие образцы продукции императорской обороной промышленности. Про довоенные японские часы и радиоприёмники тоже лестных отзывов история не сохранила. В такой ситуации выделиться было легко внутри страны, но за границу продать что-то практически невозможно. Продукция фирмы Toyota Motor Co. если и отличалась чем-то в лучшую сторону, то незначительно. Тем более что опыта в автостроении у неё было маловато.

Toyota

Отец и сын Тойоды

До того, как заняться автомобилями, фирма изготовляла механические ткацкие станки, и её основатель Сакиши Тойода изобрёл систему настолько удачную, что её в 1925 году купили британские промышленники. Заплатили много – 100 тыс. долларов. Сын главы предприятия Toyoda Automatic Loom Works Киихиро увлекался автомобилями, и отец ему выделил финансирование на развитие нового направления деятельности. Разработать и произвести первые машины удалось, но они, разумеется, уступали европейским и американским аналогам, и полноценно конкурировать с ними не могли.

Тойота

Война

Тем временем начались военные конфликты, сначала в Китае, а позже бои запылали почти во всём тихоокеанском региона. Армия требовала грузовиков и Toyota их производила. Эти автомобили были хуже не только американских «Студебеккеров» и «Доджей», они уступали по качеству и советским полуторкам, по своей сути тоже фордовским. В условиях дефицита ресурсов японской промышленности приходилось на всём экономить, но и этого делать толком никто не умел.

Toyota

К примеру, установку одной фары вместо двух сложно назвать эффективной мерой функционально-стоимостного анализа. Неудобств много – толку мало. Машины по-прежнему были плохими, они часто ломались, но других не было. В конце концов, все производственные мощности «Тойоты» стали жертвами налётов американской авиации, в конце войны получившей возможность без опаски бомбить японские стратегические объекты и города.

Toyota

«Тойота» и Кайдзен

Когда разговор заходит о загадках Востока и прочих оккультных вопросах, наши (и не только) эксперты слишком часто подводят под истории успеха некую идеологическую базу, благодаря которой якобы и возникла коммерческая удача. Сам Сакиши Тойода тоже напустил туману, когда рассказывал о том, что руководствовался при создании автомобильного производства философией Кайдзен, ставшей залогом «непрекращающегося пути к совершенству». Перемену буквы «д» на «т» даже объясняли особенностями японской иероглифики, благодаря особым радикалам устремившим бизнес к невиданной эффективности. Вероятно, однако, что новая транскрипция фамилии просто показалась более благозвучной для западного уха, а сильнее всего способствовали успеху не философские японские тонкости (их и раньше хватало), а передовые методы менеджмента, заимствованные в основном у американцев.

автомобили

Реформирование

Говорить о возрождении на «Тойоте» автопроизводства после капитуляции Японии сложно, потому что не осталось практически ничего и всё пришлось начинать «с белого листа», впрочем, возможно, это было и к лучшему. Первой послевоенной легковой машиной стала Model SA, главным достоинством которой считался низкий расход топлива. Потом наступил кризис, в 1950 году прошла первая (и единственная) забастовка и эти обстоятельства побудили высший менеджмент компании, наконец, заняться полноценной реорганизацией производства с целью рационального снижения издержек и трудозатрат, минимизации отходов и повышения продаж. Велика роль в этих процессах инженера Таичи Оно, применившего впервые фордовские технологии повышения эффективности. Раньше руки до этого всего как-то не доходили.

Тойота

Наступление

Результаты реорганизации проявились только в середине пятидесятых, когда началась массированная «японская атака» на западные рынки. Секретов особых не было, - основу торгово-товарной экспансии составляли в совокупности дешёвая рабочая сила (она получала в разы меньше своих коллег из Европы и США) и приемлемый уровень качества сборки. Первыми экспортируемыми продуктами «Тойоты» стали легковой автомобиль Crown, не отличавшийся патентной чистотой, и внедорожник Land Cruiser, представляющий собой почти клон армейского американского «Виллиса», правда, обе модели были значительно дешевле своих западных аналогов. Слово «джип» использовать в марке было нельзя (по причине защиты авторских прав на название), но «отщипнуть кусочек» от британского бренда Land Rover японцем всё же удалось. Сегодняшняя молодежь такой приём метко называет «закосом».

Toyota

Апогей

Засилье японских товаров на европейских, американских и общемировых рынках объясняется всё теми же главными причинами. Передовые технологии приобретались в странах, имеющих возможность вести фундаментальные исследования, затем они успешно внедрялись и применялись, чему способствовала трудолюбивая, терпеливая и скромная в потребностях рабочая сила. На волне, созданной совокупностью этих обстоятельств стала возможной беспрецедентная до того времени экспортная экспансия. К 1962 году Toyota изготовила миллион автомобилей и вывела на рынок модель Corolla.

Тойота

Через десятилетие фирма поглотила другого японского производителя – Daihatsu и это количество удесятерилось. Начавшийся нефтяной кризис побудил западный потребителей к приобретению экономичных машин. Они чаще всего были японскими и недорогими. В 1982 году Toyota впервые презентовала марку Lexus, а к началу 90-х начались работы над гибридами.

автомобили

В чём секрет?

По всей видимости, если какие-то секретные технологии у «Тойоты» и существуют, то их роль в общем успехе одной из крупнейших в мире компаний по производству автомобилей не очень велика. Фирма просто работала в выбранном направлении, стараясь постоянно улучшать качество и перенимая всё лучшее у своих конкурентов. По мере роста благосостояния японцев некоторые преимущества исчезали, но на их место приходили другие, связанные с известностью марки, её популярностью и репутацией. На волне наибольшего финансового успеха фирмой были завоёваны обширные рынки, и даже громкие скандалы, вызванные производственным браком и приведшие к отзыву сотен тысяч машин, не сильно повлияли на объёмы сбыта. Каждые пять секунд с конвейеров в разных странах сходит новая «Тойота». Долгая старательная работа - вот и весь секрет.