Рубрики

Семья из Курска нашла клад в своем доме, но вознаграждения не получила

Эта история произошла в Курске в 2007 году. Во время ремонта в собственном доме супруги Снегиревы обнаружили советскую бутылку из-под кефира, в которой лежали золотые старинные монеты. Лишь по счастливой случайности они не оказались на свалке.

Суд Ленинского района Курска 8 июля 2019 года обязал Минфин РФ выплатить счастливым обладателям клада около 2,2 миллиона рублей.

Дорогая находка

Бывший строитель, а ныне пенсионер из Курска Александр Снегирев нашел в своем доме 260 монет Российской империи. Случилось это 12 лет назад, когда хозяин перестраивал свой дом. Старый он разрушил, а в пристройке обнаружил грязную и запыленную молочную бутылку. Он бросил ее в сторону и продолжил работать. Ценность бутылки он оценил позже, когда разгребал мусор и делал полы. Из бутылки высыпались монеты номиналом в десять и пять рублей.

Кому принадлежит клад

Участок, на котором находится дом Снегирева, принадлежит его супруге Галине. В соответствии с законом, если обнаруженный клад обладает культурной ценностью, человек, его нашедший, и собственник земли, где он найден, имеют право претендовать на 50% от общей стоимости находки.

Тем не менее МВД и Минфин старались оспорить право супругов на компенсацию. Адвокат, который ведет дело Снегиревых, Алексей Наумов рассказал, что свои претензии они объясняют тем, что владелец якобы не выдал добровольно монеты, а они были изъяты сотрудниками полиции. Сам Снегирев объясняет это тем, что долгое время не мог себе представить, что обнаруженные монеты имеют какую-то ценность. Об этом он рассказал на суде.

Узнать их стоимость Александр решил лишь в марте 2013 года. До этого стройка отнимала все время, к тому же возникли проблемы в семье: за небольшой промежуток времени у Снегиревых умерли несколько родственников. Когда удалось найти время, строитель взял несколько монет и отправился с ними на центральный рынок города, к скупщикам антиквариата.

Когда они осматривали находку, к ним подошли два сотрудника полиции и попросили объяснить происхождение монет. Снегирев честно рассказал о происшествии на своем участке и признался, что дома хранится основная часть находки. Полицейские потребовали принести ее на следующий день в отделение, что Снегирев и сделал.

Подтверждение слов хозяина

По словам адвоката Наумова, слова человека, обнаружившего клад, подтверждают официальные документы – протокол о выдаче (добровольной!) ценностей, постановление, вынесенное позднее, об отказе в возбуждении уголовного дела. Дело в том, что с 2015 года в РФ действует ответственность за незаконное присвоение клада. До 6 лет лишения свободы предусматривает наказание по этой статье.

Эти обстоятельства суд учел и принял сторону Снегирева. Адвокат семьи поясняет, что дела по кладам сейчас рассматриваются довольно редко. По ним практики немного, но обычно компенсацию выплачивают без каких-либо проблем. Вероятно, только в Курской области сотрудники госорганов столь принципиальны, будто выплачивают ее из своей зарплаты.

На какую часть вклада имеет право человек, нашедший его

Снегирев считает, что имеет право на все монеты. Одна экспертиза его мнение подтвердила, а другая — нет. Судя по словам Александра Снегирева, сотрудники отдела полиции № 1, куда он принес свой клад, изначально пообещали вернуть его, если не выявится в течение 10 дней их криминальное происхождение. Но когда Александр пришел за монетами, ему объяснили, что необходимо их отправить на дополнительные исследования.

Заключение эксперта

Спустя несколько месяцев после сдачи клада в отделение МВД эксперт краеведческого музея Курска сделал вывод, что Снегирев нашел монеты царской чеканки из золота, относящиеся к 1897-1901, 1905 и 1911 годам. По его утверждению, они относятся к предметам культурно-исторической ценности. Они якобы являются не только памятниками русской нумизматики, но и дают специалистам сведения о составе денежного обращения, состоянии монетной системы, особенностях производства монет. Следовательно, их надлежит передать государству.

С таким решением не согласился Снегирев. Он связался в интернете с нумизматами, которые подтвердили, что обнаруженные монеты выпускались большим тиражом, а потому не представляют исторической ценности. Мужчина уверен, что эта бутылка принадлежала его бабушке, которая родилась в 1883 году. Она была знатной швеей, лечила людей и скотину травами. За помощью к ней шли со всей округи, благодарили, кто чем мог. Скорее всего, она и собрала монеты.

Когда она умерла в 1972 году, все сокровища перешли к матери Александра. По словам Снегирева, они с супругой купили в Курске участок в 1982-м. Мужчина вскоре перевез к себе старенькую и больную мать, которую поселил в пристройке, собственноручно возведенной на пустом месте. Время шло к зиме. Пришлось быстро заканчивать строительство. Он провел газ и электричество, положил в коридоре доски, чтобы можно было ходить. Видимо, там пожилая женщина и спрятала монеты.

Обращение в суд

В январе 2016 года супруги Снегиревы обратились в суд Ленинского района Курска, чтобы опротестовать заключение эксперта краеведческого музея. Вторую экспертизу проводила «Коллегия судебных экспертов» Брянска. Она пришла к выводу, что культурно-исторической ценности монеты не представляют, поскольку чеканились в количестве 20 миллионов на монетном дворе Санкт-Петербурга и не являются редкими.

Между тем они изготовлены из золота 900-й пробы и в 2016 году были оценены в 3,53 миллиона рублей. Вторую экспертизу суд счел более достоверной: проводивший ее специалист имел аттестацию Росохранкультуры, в его заключении были приведены ссылки на официальные источники. Эксперт краеведческого музея не имел должной квалификации и использовал документы, которые не определяют точного понятия «культурно-историческая ценность».

Вернулся ли клад супругам

Снегиревым клад так и не был возвращен. В апреле 2016 года полиция, с которой судились супруги, и Росимущество обжаловали решение в областном Курском суде. Судья решил, что решение районного суда «не подтверждено представленными доказательствами», а отсутствие художественной и исторической ценности монет, которые подтвердила «Коллегия судебных экспертов», не отменяет их значимости культурной, выявленной краеведческим музеем.

Снегирев планировал это решение обжаловать в Верховном суде, но не успел вовремя подать апелляцию.

Монеты, исчезнувшие из отделения полиции

Адвокат Алексей Наумов рассказал журналистам, что еще в течение нескольких лет продолжалась переписка. Необходимо было выяснить, куда отправить клад, чтобы получить вознаграждение. Однако ситуация получила неожиданный оборот: выяснилось, что монеты украдены сотрудниками полиции из комнаты вещдоков. Факт пропажи вскрылся в феврале 2018 года.

Согласно решению суда, коробку, в которой находились обнаруженные Снегиревым монеты, несколько лет до этого хранившуюся в отделении полиции № 1, отправили в Гохран России. Но при вскрытии там обнаружили, вместо монет - степлер и гаечные ключи.

В сентябре прошлого года СК России возбудил уголовное дело по статье 164 УК (хищение предметов исторической, художественной, культурной или научной ценности). В апреле нынешнего года дело было приостановлено в связи с тем, что не удалось установить лицо, которое в качестве обвиняемого подлежит привлечению к ответственности.

Адвокат Наумов утверждает, что расследование продолжается, но он затрудняется сказать, будут ли найдены виновные. А вот у Александра Снегирева нет никаких сомнений на этот счет. Он уверен, что никто их не найдет и искать не будет. «Не для того брали», — говорит он с грустной улыбкой.

Его гораздо больше тревожит компенсация. Он с тревогой ожидает от МВД и Минфина очередных апелляций. Пошел уже седьмой год с начала этой истории, и у Андрея прибавилось седых волос ото всех разбирательств.

Между тем Снегиревым остается подождать месяц: за это время выяснится, последует ли апелляция от ведомств. Если все-таки деньги Александру выплатят, супруги решили, что потратят их на помощь детям и внукам.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание