Рубрики

Швейцария во время эпидемии ищет баланс между заботой о здоровье граждан и конфиденциальностью: обяжут ли посетителей ресторанов афишировать личные данные

Борьба с коронавирусом поставила общество перед непростым выбором между поддержанием здоровья граждан и соблюдением их прав на частную жизнь. В Швейцарии этот конфликт особенно остро проявился в связи с требованием к владельцам кафе и ресторанов собирать личные данные их клиентов. И хотя правительство страны уже отказалось от этой инициативы под давлением общественности и юристов, о полном исключении этой практики пока говорить рано.

Спорное требование

На текущий момент Швейцария находится на этапе постепенного выхода из ограничений, продиктованных необходимостью борьбы с COVID-19. Не так давно рестораны и кафе были вынуждены вводить специальные меры по сбору данных своих посетителей. Названное требование, как предполагалось, могло улучшить эффективность отслеживания рискованных контактов между людьми.

Однако и сами владельцы заведений, и правоведы стали сопротивляться нововведению, критикуя правительство. По их мнению, для обязательной регистрации клиентов нет достаточных оснований. Впрочем, некоторые юристы признают и возможность законного получения личных данных рестораторами от клиентов в обязательном порядке, если правительство сможет создать соответствующую правовую базу, применив чрезвычайные полномочия.

Так или иначе, на текущий момент требование отменено, однако процедура сохраняется как рекомендательная мера. Но скептиков не устраивает и такой вариант, поскольку всегда остается вероятность, что клиенты будут предоставлять ложные данные, а это лишь запутает систему контроля рискованных контактов.

В поисках баланса

Швейцария известна своим уважением к частной жизни граждан, но в сложившихся обстоятельствах ее властям приходится лавировать между соблюдением конфиденциальности частных лиц и требованиями системы здравоохранения. К этому добавляется и проблема снижения уровня жизни из-за падения доходов с очевидным кризисом в бизнесе.

В результате правительство сталкивается с необходимостью открытия предприятий, но тут же упирается в действующие нормы социальной изоляции. Некоторым инструментом регуляции этого противоречия мог бы стать эффективный контроль контактов людей в общественных местах, но попытка реализовать его за счет сбора личных данных не увенчалась успехом.

Компромиссное решение

Как заявил министр Ален Берсет, отвечающий за здравоохранение, может быть реализована мягкая форма регистрации посетителей заведений общепита. В частности, не потребуются сведения от каждого клиента. Достаточно будет предоставить контакты одного посетителя от одного стола. Кроме того, в рамках соблюдения конфиденциальности эта мера не будет обязательной. Клиентам будет предложено поделиться сведениями в добровольной форме в общественных интересах.

Фоновые проблемы

Ресторанный бизнес Швейцарии постепенно возвращается к работе, но условия пока еще крайне тяжелые. Даже помимо процедур регистрации данных посетителей владельцы заведений имеют массу других препятствий на пути к полноценной работе. Они по-прежнему не могут быть уверены в защите своего персонала от заражения, что создает и кадровые проблемы. Также у них возникают трудности с соблюдением повышенных санитарных требований с мерами по дезинфекции уже применительно к клиентам.

Для ресторанов действуют специальные нормативы по регуляции пребывания посетителей в помещении. Например, расстояние между столиками должно составлять не меньше двух метров. Исключение касается лишь тех случаев, когда пространство зонируется специальными разделителями. К тому же вход запрещен для групп более четырех человек, если это не относится к семьям. А все входящие должны предварительно дезинфицировать руки, что тоже создает технические проблемы для владельцев бизнеса.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание