Рубрики

10-ступенчатый план покупки бизнеса: для начала нужно исследовать свою отрасль

Запуск своего дела в бизнесе сопряжен с огромным количеством задач и проблем, которые еще только предвосхищают начало полноценной работы. Данный этап проходят многие начинающие предприниматели, но если есть некоторый стартовый капитал, то можно рассмотреть идею покупки готового бизнеса.

Вероятно, это будет тоже небольшое предприятие, в чем есть свои преимущества. Но также есть и вполне очевидные риски, поэтому такая сделка требует основательной подготовки. Справиться с этой задачей и не разочароваться в скором будущем поможет 10-ступенчатый план покупки бизнеса.

1. Исследование своей отрасли

Начинать нужно вовсе не с примерки бизнес-плана на конкретную фирму с ее показателями. Детали будут важны, но не сейчас. В первую очередь необходимо выяснить, насколько перспективен рынок в конкретном сегменте. Отрасль сама по себе выпускает конкурентный и востребованный продукт? Если да, то как долго это может продолжаться?

Есть ли технологические возможности для успешного развития в этой сфере применительно к конкретному региону? Отрицательные ответы на эти вопросы даже при прочих благополучных факторах означают, что бизнес с большей вероятностью будет убыточным и лишенным возможностей роста.

2. Оценка бизнеса

На этом этапе можно приступать к детальному анализу предлагаемого бизнеса. Желательно привлечь к этой работе профессиональных независимых экспертов, которые дадут более объективную оценку. Данные услуги могут стоить недешево, но четкое понимание качества предлагаемого продукта избавит от многих проблем в будущем.

В крайнем случае можно провести и самостоятельный анализ на основе открытых данных о фирме, ее репутации, отношениях с партнерами, рейтингах и т. д.

3. Официальное предложение сделки

Итак, если все исходные данные говорят в пользу покупки, можно вступать в контакт с владельцем. Это делается или напрямую, или через представителей, но обязательно в письменном виде. Данный шаг изначально убедит продавца в серьезных намерениях и задаст дальнейшим переговорам серьезный тон.

Причем не обязательно бизнес должен быть выставлен на продажу. Даже если собственник публично не заявляет о желании продать свое дело, его могут заинтересовать условия покупки. Как минимум можно направить такое предложение по официальным контактам, оставляя место и для обсуждения встречных условий.

4. Начало переговоров

К этому моменту обе стороны должны выразить свою изначальную позицию в общих чертах. По меньшей мере, обозначается взаимный интерес к сделке. Теперь можно переходить к первоначальному обсуждению стоимости фирмы.

5. Оценка бизнеса

Это более ответственный этап, в ходе которого стороны переходят к обсуждению детальной оценки предприятия. Если прежде были обозначены предварительные цены, то сейчас проводится детальный расчет всех активов бизнеса.

В частности, во внимание берутся объекты недвижимости, ценные бумаги, автомобили, оборудование и т. д. Отдельно оцениваются такие параметры, как доход, накладные расходы, клиентская база. Очевидно, что в этой работе не обойтись без экспертов по финансам и маркетингу, о чем стоит позаботиться заранее.

6. Составление соглашения

Сторона продавца должна подготовить структуру соглашения по сделке с базовыми главами. Этим должен заниматься юрист. Важно подчеркнуть, что пока этот документ не имеет юридической силы, но его правовая корректность очень важна. Это будет своего рода дорожная карта для дальнейшего представления сделки в документах.

Среди основных условий в этом соглашении должны быть упомянуты следующие:

  • Условия проведения оплаты.
  • Условия соблюдения конфиденциальности.
  • Состояние оборудования, помещений и прочего имущества на момент покупки.
  • График проведения сделки.
  • Гарантии соблюдения условий для обеих сторон.

7. Проверка документации

На этом этапе в работу вступает группа экспертов, которая должна будет проверить юридическую и финансовую документацию бизнеса. Важно удостовериться в корректности данных, которые учитывались и при оценке. Например, проверке могут подвергаться такие сведения, как прибыль, записи о задолженностях, налоговые декларации и т. д.

8. Заключение договора

Это ключевой документ, подписание которого юридически обязывает стороны соблюдать указанные условия. С этого момента сделка купли-продажи завершена формально и дальше остается практическое совершение покупки.

9. Проведение оплаты

Варианты выполнения данной операции бывают разными, причем как по самой форме перечисления средств, так и по общей структуре. Например, в сложных схемах могут быть подключены инвесторы, банковские организации, кредитные компании, в последнее время задействуются и краудфандинговые платформы.

10. Вступление в права владельца

Заключительный этап фактического переезда в офис. Продавец получает чек, а покупатель - ключи от кабинета. На этом сделка завершается.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание