Рубрики

Богатство на фоне тотальной нищеты. Истории гениальных аферистов, сколотивших свои состояния под носом у советской власти

Аферисты были всегда: их появление не зависит от государственных режимов и взглядов в обществе. Это вечная и неистребимая категория «предпринимателей», которые будут существовать, покуда есть люди. Были аферисты и в Советском Союзе. В некотором роде их даже можно назвать гениальными - ведь не у всех хватит смелости и смекалки обманывать своих министров, рискуя нарваться на ссылку. В этой статье вы прочтете о самых известных мошенниках того времени и о том, как они сколотили себе состояние.

Михаил Исаев

Всем известно, что именно во время войны нечестные люди наживают себе состояние, торгуя оружием, едой и медикаментами. Не обошла это беда и СССР. Во время Второй мировой войны в Союзе образовалась мафия. Только торговала она не оружием или алкоголем, а хлебом. Возглавлял «хлебную мафию» Михаил Исаев, который занимал одну из должностей в Росглавхлебе. Эта организация распределяла продукты по всей стране. Ну а «хлебная мафия», как несложно догадаться, подворовывала, перепродавая поставки. При этом продукцию умудрялись воровать даже из блокадного Ленинграда. Речь шла не о килограммах, а о тоннах хлебы, который мог спасти тысячи жизней.

Почему же Михаила Исаева не арестовали? В тот период государству было просто не до мошенников: на кону были более важные вопросы. Да и коррупция с преступлениями после войны набрали новые обороты. Во время сражений многие заключенные были освобождены. Возвращаясь с фронта, они возвращались к преступной деятельности. Оружие было распространено повсеместно, поэтому часто случались бытовые ссоры с огнестрельными ранениями.

Исаев, чтобы ему ничего не мешало, обзавелся «крышей». Вместе с другими бандитами он составил коалицию, которая работала сообщала. Одни сообщали другим, на каком участке железных дорог застряли поезда с продовольствием. Иногда засады устраивали специально, но по большей части пути повреждались из-за бомбежек. На одном участке поезд мог провести по несколько дней, поэтому у преступников хватало времени, чтобы украсть или силой отнять продукты.

Рост «хлебной мафии»

Поначалу преступники вели себя довольно тихо, подворовывая понемногу. Но время шло, а поступков Михаила никто не замечал. Из-за безнаказанности он становился все более наглым. Он перестал стесняться своего богатства, устраивая роскошные приемы в ресторанах и на своей даче.

В то время вся страна жила впроголодь, питаясь продуктами, которые выдавались по карточкам. На черном рынке можно было купить еду, но стоила она дешево: за одну буханку требовали 500 рублей, что по тем временам было огромной суммой. Реализуя в месяц по несколько тонн продуктов, Исаев с партнерами заработал целое состояние.

Однако такое положение дел не могло оставаться вечно. Однажды на постоянный шум стали жаловаться соседи Исаева. Сигналы поступали и от сотрудников ресторанов, которые докладывали в КГБ о положении дел. Поначалу на жалобы никто не обращал внимание, но в один момент их накопилось слишком много. Сотрудники спецслужб установили слежку за Исаевым, но крайней точкой стало самоубийство его жены. Михаила и еще троих подельников приговорили к 25 годам тюрьмы.

Тавшунский

Еще одним дефицитным продуктом в СССР была ткань. Фабрики были разрушены, и одежду было сшить попросту не из чего. Больше всего страдали не обычные граждане, а работники, которым нужна была спецодежда - пожарные и медицинские сотрудники, повара. Возможность наживы увидел Тавшунский, который занимал должность начальника в одной из государственных контор.

Дефицитная одежда

Тавшунский, как и Исаев, потихоньку подторговывал куски ткани. Для одной партии это было не очень заметно, но одежда получалась узкой и неудобной. Так как через Тавшунского проходили тонны ткани, то он получал возможность шить изделия по собственным лекалам. Чиновник нашел портных, которые согласились на него работать. В результате изредка на советских прилавках появлялись платья, рубашки и постельное белье хорошего качества, сшитые по правильным лекалам. Дефицитный товар моментально разбирали, а Тавшунский получал прибыль в карман. Но это преступление раскрылось довольно быстро: в 1947 году нерадивого начальника арестовали и отправили в тюрьму на несколько лет.

Алибадзе

В 1950-х годах достать алкоголь было не так уж просто. Водка практически никогда не появлялась в магазинах, а о вине и говорить нечего. Выпить можно было только в рюмочных или купив из-под полы бутылку.

Еще одним предпринимателем оказался начальник Главвина - Николай Мирзоянц. Он сосредоточил в своих руках контроль над винными заводами в Грузии и Молдавии. Практически все вино проходило сначала через его руки. За взятки он назначал «своих людей» на посты начальников. А те, в свою очередь, торговали вином так, как хотели. Одним из таких начальников стал Алибадзе, который за огромные по тем временам деньги сумел добиться поста заместителя Мирзоянца.

Естественно, огромную взятку он заплатил не просто так. Он действовал очень просто, но при этом очень умно: брал излишки винного концентрата, которые оставались после фасовки. Через других мошенников продукция попадала на прилавки, где пользовалась большим спросом. Алкоголь был очень ходовым товаром, поэтому деньги текли рекой. По некоторым данным, прибыли составила около 100 миллионов рублей.

Винный бизнес

Работал Алибадзе по следующей схеме: его сотрудники делали концентрированный раствор, который был вдвое крепче, чем нужно. После изготовления вина стандартной крепости оставалось еще довольно много концентрата, который и шел на изготовление подпольных напитков. Их разливали, а затем перепродавали.

Но и Алибадзе настигла кара: он был раскрыт Невзоровым, который понял преступную схему. Оказалось, что вино, сделанное из концентрата, было крепостью не 11, а 36%. В результате чиновника отправили за решетку на несколько лет.

Дорошенко

Дорошенко был начальником по производству пластинок. Он решил сделать состояние на весьма любопытном товаре - грампластинках, которые в СССР были в большом дефиците. Естественно, Дорошенко работал не один: ему помогали десятки людей. Некоторые из них поставляли материал и сырье, другие изготавливали из него пластинки, а третье перепродавали их. Охват преступной организации был огромен: не менее 20 городов. Одна пластинка стоила в магазинах 3-5 рублей, а на черном рынке - от 10 до 15. Учитывая, что средняя зарплата инженера была 200-300 рублей, это была достаточно весомая сумма. Однако людей это не останавливало - они готовы были платить большие деньги.

Подпольные пластинки расхотели не только по Советскому Союзу, но и по ближайшим странам. Такой размах не мог оставаться незамеченным. За несколько лет полиция собрала достаточно компромата на Дорошенко. Постепенно, город за городом, они накрывали подпольные производства, разрушая музыкальную империю. Фигуранты дела были отправлены в тюрьму, также у них изъяли оборудования на сумму более 2 миллионов рублей.

Итоги

Всех этих мошенников, которые работали в период правления Сталина, выявили и наказали. Однако как класс они не исчезли: просто изменились и трансформировались, стали заниматься другими сферами. Деньги со всей страны продолжали стекаться к тем, кто наживался на страданиях и лишениях народа. Аферисты есть и сейчас, и занимаются они примерно тем же. Некоторым везет больше и им удается отхватить большой куш. Но всех рано или поздно ждет наказание в виде тюрьмы или предательства со стороны своих сотрудников.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание