Рубрики

Человек - это не товар: почему значение личного бренда сильно переоценено и как преуспеть в бизнесе без него

Рост ценности потребителя в бизнес-сфере достиг небывалых высот в 21 веке. Не учитывая интересы потенциального клиента, предприниматель рискует остаться на обочине прогресса и потерять малейшие конкурентные преимущества на рынке. Соответственно, возрастает и спрос на инструменты маркетинга, одним из которых является брендинг. Красивый и яркий образ, привлекающий того самого потребителя, зачастую имеет большее значение, нежели характеристики предлагаемого продукта.

Стоит ли в таких условиях удивляться, что брендингу подвергается не только компания-производитель, но и владелец как главный ее представитель? Практика рекламы руководителя дает определенные плоды, но есть и альтернативное мнение, согласно которому концепция создания товара из человека не оправдывает себя и вполне заменяется другими средствами продвижения продуктов.

Новые тренды

Мода на брендирование персоналий формировалась вместе с приходом на рынок людей, рожденных в конце 80-х – начале 90-х. Далее уже поколение Z закрепляло механизмы создания собственного имиджа и репутации по принципам маркетинга. И это действительно работало, поскольку представители генерации X, то есть предшественники новых поколений прямо почувствовали свою неспособность успешно конкурировать на рынке.

Проблемы идентификации и подлинности

Создание бренда из человека – это в корне ложная идея, изначально заменяющая истинный смысл маркетинга обманчивым позиционированием. Допустим, условный игрок на рынке достиг своей задачи в этом направлении – его статус в глазах коллег и клиентов заметно вырос, что практически дает ему некоторые преимущества. Но значит ли это, что его личностные качества, способности и навыки управления также возросли за счет брендинга? Вовсе нет, поскольку профессиональный рост никак не связан с механизмами искусственного позиционирования. Возможно, некоторое время это несоответствие внешней оболочки истинному положению вещей будет работать на благо компании, но только не в долгосрочной перспективе. Как и с продуктом – у него может быть сколь угодно красивый логотип, но если потребителю не понравится содержание, то в обертке не будет никакого смысла.

Сужение личности

Человек является многогранным субъектом разных отношений – в семье, на работе, в кругу друзей, в творческой деятельности и т.д. В каждой роли он проявляется с разных сторон, поскольку сами условия будут требовать от него проявления неодинаковых качеств и талантов. В этом заключается главное отличие от товара, который вполне можно описать несколькими характеристиками в соответствии с его назначением. Именно к такому упрощению естественно призывает и маркетинг, инструменты которого действуют на широкие массы целевой аудитории. Но личность человека поместить в концепцию упрощения под видом бренда невозможно и нецелесообразно. В любом случае будет иметь место формирование плоского образа – разумеется, привлекательного и максимально выгодного, но однобокого и не раскрывающего всю полноту характерных черт носителя с его недостатками.

Страх перед разоблачением

Персональный брендинг не проходит без последствий, обусловленных именно попытками представить аудитории ложный образ. Рано или поздно, случайно или в силу закономерности искусственный имидж будет развенчан, поскольку он объективно не соответствует реальности. Критика и утрата доверия со стороны клиентов – то, с чем в разных формах приходится сталкиваться брендированным людям. Какое-то время они могут не замечать этого разочарования, но оно обязательно начнет отражаться на показателях компании.

Какова альтернатива?

Взамен ложного представления амбициозному бизнесмену стоит предложить именно свои навыки и способности в том виде, в котором они могут проявляться практически без искажений. Следует принять как факт, что идеальным не может быть ни один руководитель. Личные и профессиональные недостатки не удастся скрыть, поэтому нет смысла бежать от этой данности, прикрываясь фальшивым образом. Зато можно все усилия направлять на решение конкретных задач, расширение спектра навыков и обретение новых знаний. Такая работа даст положительный результат в виде роста показателей продаж. Это вовсе не гарантия успеха, но при таком подходе можно рассчитывать, что предприятие достигнет именно тех высот, на которые реально может претендовать.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание