Термин «франшиза» понимается как исключительное право, предоставленное головной организацией физическому или юридическому лицу на использование успешной бизнес-модели в определенных областях деятельности. Сегодня приобретение франшизы является довольно распространенной практикой.
Терминология франчайзинга
Франчайзинг - это деловые взаимоотношения, при которых владелец уполномочивает другую сторону использовать свой бренд, продукт, бизнес-систему и процесс в обмен на оговоренное вознаграждение.
В более точном смысле, франчайзинг - это соглашение, в рамках которого производитель предоставляет другой фирме право использовать свои права интеллектуальной собственности, такие как товарный знак, торговая марка, технические ноу-хау, дизайн и так далее. В дополнение также предоставляется проверенное временем и узнаваемое название, маркетинговые стратегии и даже заем на определенную сумму.
В франчайзинге фирма, которая предоставляет лицензию, называется франчайзером, а физическое или юридическое лицо, которое пользуется предоставленным право, является франчайзи.
Франчайзи приобретает франшизу, выплачивая первоначальный взнос и ежегодные лицензионные сборы франчайзеру, который, в свою очередь, регулярно проводит обучение и оказывает помощь франчайзи.
Договор франчайзинга - это специальное соглашение между обеими сторонами, в соответствии с которым предоставляются права, а также четко определены условия, касающиеся франчайзинга.
Характеристика франчайзинга
Франчайзинг характеризуется следующими признаками:
- Лицензия: франчайзи получает право на использование товарного знака франчайзера по лицензии.
- Политика: франчайзи должен следовать политике, касающейся способа ведения бизнеса, как указано в соглашении.
- Маркетинговая поддержка и технологии. Франчайзи предоставляет постоянную техническую поддержку и технологии для ведения бизнеса в порядке, указанном в договоре франчайзинга.
- Обучение: полное обучение и помощь предоставляются персоналу, работающему на предприятии франчайзи.
- Роялти: за использование определенной бизнес-модели франчайзи выплачивает франчайзеру роялти (денежное вознаграждение).
- Ограниченный период: франчайзи может использовать технологии и торговую марку в течение определенного периода, указанного в договоре франшизы. Естественно, соглашение может быть в дальнейшем продлено.
Задачи франчайзинга
Франчайзинг - это наиболее распространенная практика расширения бизнеса посредством лицензионных отношений, когда владелец предоставляет оборудование и ингредиенты, маркетинговую поддержку другой организации, а также обучает персонал.
Важность франчайзинга:
- Позволяет франчайзеру увеличить свою дистрибьюторскую сеть за минимальный период времени.
- Предоставляет обратную связь франчайзеру относительно популярности и востребованности продукта, потребностей клиентов и так далее.
- Расширяет сеть франчайзеров, что помогает в улучшении деловой репутации.
- Поскольку бизнес уже создан, франчайзи нет необходимости прилагать усилия для продвижения продукта.
- Франчайзи получает исключительные права в предоставлении продукта или услуги.
Недостатки франчайзинга
Франчайзинг является отличной альтернативой развитию сетевых магазинов, предоставлению товаров и услуг клиентам и при этом не требуется дополнительных инвестиций.
Однако есть определенные недостатки, связанные с таким методом ведения бизнеса. К ним относится возникновения определенных опасений у франчайзера, например, когда франчайзи может открыть тот же бизнес с другим именем, после истечения срока подписанного контракта. Кроме того, фирменный знак и репутация франчайзера пострадают, если франчайзи не будет предоставлять качественную услугу целевой аудитории. Помимо этого, также существуют определенные ограничения, из-за которых у франчайзи не хватает свободы в ведении бизнеса.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание