Рубрики

Что такое франчайзинг: это не сам бизнес, а способ его ведения

Термин «франшиза» понимается как исключительное право, предоставленное головной организацией физическому или юридическому лицу на использование успешной бизнес-модели в определенных областях деятельности. Сегодня приобретение франшизы является довольно распространенной практикой.

Терминология франчайзинга

Франчайзинг - это деловые взаимоотношения, при которых владелец уполномочивает другую сторону использовать свой бренд, продукт, бизнес-систему и процесс в обмен на оговоренное вознаграждение.

В более точном смысле, франчайзинг - это соглашение, в рамках которого производитель предоставляет другой фирме право использовать свои права интеллектуальной собственности, такие как товарный знак, торговая марка, технические ноу-хау, дизайн и так далее. В дополнение также предоставляется проверенное временем и узнаваемое название, маркетинговые стратегии и даже заем на определенную сумму.

В франчайзинге фирма, которая предоставляет лицензию, называется франчайзером, а физическое или юридическое лицо, которое пользуется предоставленным право, является франчайзи.

Франчайзи приобретает франшизу, выплачивая первоначальный взнос и ежегодные лицензионные сборы франчайзеру, который, в свою очередь, регулярно проводит обучение и оказывает помощь франчайзи.

Договор франчайзинга - это специальное соглашение между обеими сторонами, в соответствии с которым предоставляются права, а также четко определены условия, касающиеся франчайзинга.

Характеристика франчайзинга

Франчайзинг характеризуется следующими признаками:

  1. Лицензия: франчайзи получает право на использование товарного знака франчайзера по лицензии.
  2. Политика: франчайзи должен следовать политике, касающейся способа ведения бизнеса, как указано в соглашении.
  3. Маркетинговая поддержка и технологии. Франчайзи предоставляет постоянную техническую поддержку и технологии для ведения бизнеса в порядке, указанном в договоре франчайзинга.
  4. Обучение: полное обучение и помощь предоставляются персоналу, работающему на предприятии франчайзи.
  5. Роялти: за использование определенной бизнес-модели франчайзи выплачивает франчайзеру роялти (денежное вознаграждение).
  6. Ограниченный период: франчайзи может использовать технологии и торговую марку в течение определенного периода, указанного в договоре франшизы. Естественно, соглашение может быть в дальнейшем продлено.

Задачи франчайзинга

Франчайзинг - это наиболее распространенная практика расширения бизнеса посредством лицензионных отношений, когда владелец предоставляет оборудование и ингредиенты, маркетинговую поддержку другой организации, а также обучает персонал.

Важность франчайзинга:

  • Позволяет франчайзеру увеличить свою дистрибьюторскую сеть за минимальный период времени.
  • Предоставляет обратную связь франчайзеру относительно популярности и востребованности продукта, потребностей клиентов и так далее.
  • Расширяет сеть франчайзеров, что помогает в улучшении деловой репутации.
  • Поскольку бизнес уже создан, франчайзи нет необходимости прилагать усилия для продвижения продукта.
  • Франчайзи получает исключительные права в предоставлении продукта или услуги.

Недостатки франчайзинга

Франчайзинг является отличной альтернативой развитию сетевых магазинов, предоставлению товаров и услуг клиентам и при этом не требуется дополнительных инвестиций.

Однако есть определенные недостатки, связанные с таким методом ведения бизнеса. К ним относится возникновения определенных опасений у франчайзера, например, когда франчайзи может открыть тот же бизнес с другим именем, после истечения срока подписанного контракта. Кроме того, фирменный знак и репутация франчайзера пострадают, если франчайзи не будет предоставлять качественную услугу целевой аудитории. Помимо этого, также существуют определенные ограничения, из-за которых у франчайзи не хватает свободы в ведении бизнеса.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание