Рубрики

10 дней в СССР, которые потрясли желудок: с какой целью Ян Флеминг, автор "Бондианы", посетил Советский Союз

Ян Флеминг – это удивительный человек, журналист, разведчик, писатель, игрок в карты и биржевой маклер, знаток хорошего табака и алкоголя и настоящий авантюрист. Немногим известно, что имя Джеймса Бонда он увидел на обложке одной из книг, посвященной птицам.

А номер 007 - это ассоциация с почтовым индексом Джорджтауна в Вашингтоне. Это район, где проживало большое количество сотрудников ЦРУ. А еще интересным фактом является то, что Флеминг два раза был в СССР в командировках. Одна из них состоялась в 1933-м, а другая - в 1939 году.

Показательный процесс над англичанами

В апреле 1933 года в Москву прибыл Ян Флеминг, которому на тот момент было 24 года. Двадцать лет спустя он станет автором романов о Джеймсе Бонде, самом знаменитом из шпионов современности.

А тогда он являлся корреспондентом агентства "Рейтер", которому было поручено освещать показательный процесс по обвинению английских инженеров компании "Метровик", поставлявшей оборудование на советские электростанции и для Московского метрополитена, во вредительстве и попытках подкупить госслужащих.

10 дней, которые потрясли желудок

Заседание проходило в зале Дома Союзов. Молодой английский корреспондент поселился в двух шагах от этого здания, в гостинице "Националь". Свою профессиональную деятельность Ян совмещал с осмотром местных достопримечательностей, а также с приобщением к московской кухне.

По сведениям биографов Флеминга, ему особенно понравилась черная икра, на которую он буквально накинулся. В те времена в Великобритании она считалась непозволительно роскошным деликатесом.

Говорят, что, возвратившись на родину, журналист заболел от переедания. Однако трепетное отношение к икре, водке и русской кухне вообще он сохранил навсегда. Страстью к икре он наградил и своего героя-шпиона, который с большим удовольствием занимался поглощением этого продукта в книжках и кинофильмах и угощал ею подружек.

За десять дней, которые Флеминг провел в столице СССР, он получил массу интересных впечатлений, отразив некоторые из них в своих книгах.

Помогли мальчишки

Ян Флеминг смолоду слыл человеком изобретательным. Учитывая советские реалии, он придумал оригинальный способ быстрой передачи информации, касающейся судебного процесса. Из Дома Союзов иностранных журналистов выпускали лишь тогда, когда заседание заканчивалось и из него уходила публика.

Ближе к концу заседания у корреспондента "Рейтер" уже было готово информационное сообщение. Он отправлялся в туалет и в открытое окно бросал свернутую бумажку, которую ловил мальчишка, предварительно профинансированный находчивым журналистом. Поскольку у агентства до 1954 года офиса в Москве не было, гонец стремглав несся к телеграфу и передавал сообщение по назначению.

Отказ вождя

Как истинный профи Ян Флеминг поставил перед собой сверхзадачу: взять интервью у Иосифа Сталина. Или, по крайней мере, у Литвинова - наркома по иностранным делам. Он и корреспондент газеты "Обсервер" направили вождю народов личное обращение, в котором изложили просьбу о личной встрече. И. В. Сталин дал им лаконичный, но весьма вежливый ответ. Он написал:

Уважаемые господа Ричардсон и Флеминг!

Я очень занят в данный момент текущими делами и, к сожалению, не имею возможности удовлетворить вашу просьбу.

Иосиф Сталин.

25 апреля 1933 г.

25 апреля корреспондент уже находился в Лондоне. Он был не на шутку расстроен отказом вождя, не согласившегося дать ему интервью.

После этого Флеминг заразился идеей взять интервью у Адольфа Гитлера - рейхсканцлера Германии. Он написал ему письмо, но снова получил отказ и снова был разочарован.

Под крылом английской разведки

Забросив на время журналистику как малоприбыльное занятие, Флеминг стал играть на бирже и вернулся в профессию в 1939 году уже состоятельным человеком. Вероятнее всего, в это время он уже находился под крылом английских спецслужб.

Вторую поездку в Союз Ян Флеминг совершил в 1939 году как сотрудник морской разведки, официально он значился корреспондентом "Таймс". Он составлял для британского иностранного ведомства секретные отчеты о состоянии Красной Армии, советской экономике, русском менталитете и политических концепциях. Получатели считали их весьма полезными.

Возвратившись из Советского Союза, журналист-шпион был приставлен к шефу морской разведки адмиралу Годфри в качестве личного помощника. На секретной службе будущий писатель находился до конца Второй мировой.

В Россию он больше не приезжал, но по долгу службы иногда сталкивался с нашими соотечественниками. До выхода первой книги об агенте 007 оставалось 14 лет.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание