Рубрики

Эффект «Панического шопинга»: причины, объяснения экспертов и губительные последствия для финансов поддавшихся панике людей

Для давних жителей Соединенных Штатов вид пустых полок продуктового магазина — это не просто странность. Напоминание о том, что большая часть вашего существования по своей сути связана с наличием определенных товаров в вашем местном супермаркете, приводит к панике. Окончательный эффект паники, вызванной COVID-19, подтолкнул к исчезновению большого количества товаров в магазинах по всей стране. От туалетной бумаги до сухих дрожжей.

Вот более глубокий взгляд на то, как американское розничное сообщество - как магазины, так и потребители — подвержено влиянию внезапного всплеска покупок в середине марта.

Люди мотивированы страхом

У вас нечасто есть шанс увидеть, как инстинктивные страхи многих людей взрываются в одно и то же время, но всплеск активности покупателей в середине марта показал, как быстро может распространиться страх среди населения.

«Естественно, что люди хотят переподготовки, особенно когда слышат смущающие или противоречивые сообщения, — говорит психиатр Прейри Конлон. - Во-вторых, когда люди начинают покупать все и много, это вызывает большой страх у окружающих. Средства массовой информации, показывающие опустошение полок, побуждают других покупателей думать, что не останется ничего».

Конлон добавила, что хаос ситуации может заставить многих чувствовать себя беспомощными и неконтролируемыми. «Подготовка, — сказала она, — дает им ощущение, что они снова контролируют ситуацию».

Внезапное изменение делает еще хуже

Сегодня доктор Утпал Дхолакия добавил и некоторые другие факторы, которые способствуют паническому шопингу. Среди них - внезапность. Даже уравновешенные люди, которые могли бы использовать выжидательный подход, вынуждены слишком остро реагировать, основываясь на том, как быстро все развивается и как незапланированно ощущается весь процесс.

Доктор Дхолакия также наблюдает, как панический шопинг ведет к гораздо большим покупкам, а не к тем, что зависят от доступности и потребности.

Азартный инстинкт

Существует также математическое объяснение того, как люди подходят к паническим покупкам, о котором Крис Стифф, преподаватель психологии в Университете Кила, писал для «Беседы».

Стифф полагает, что теория игр лежит в основе панического шопинга, это так называемый азартный инстинкт человека, когда тот хочет купить больше и лучше другого во что бы это не стало.

На практике это означает, что, как только вы видите панику окружающих людей — даже если вы не думаете, что она рациональна — то автоматически тоже начинаете паниковать и делать то, что и другие. Первая мысли, которая приходит в голову, это если вы - последний в магазине, то ничего не получите.

Такое же поведение используется для запуска банка

Возможно, нет лучшего примера, чем события, что произошли в начале Великой депрессии. Банки работают, принимая депозиты, а затем кредитуя эти депозиты, что означает, что люди никогда не получат 100 % своих депозитов обратно. Если клиенты теряют веру в банк и начинают выводить свои деньги, это означает, что банк рискует обанкротиться. И если вы не опуститесь и не вытащите свои деньги до того, как это произойдет, вы будете разорены и деньги вам не вернут.

Это базовое уравнение означало, что слухи могут быстро перерасти в полномасштабные прогоны, которые уничтожат банк - как это хорошо известно в классическом фильме Фрэнка Капры «Это прекрасная жизнь». Фактически именно банк бежал из Великой депрессии, что побудило FDIC в 1933 году застраховать депозиты до 250 000 долларов и, соответственно, положить конец этой практике.

Следуя моим рассуждениям, можно сделать вывод, что поддаваться панике или паническому шопингу, просто потому что это делают окружающие, вполне нормально. Так устроена человеческая природа, основанная на инстинкте самосохранения.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание