Рубрики

Энергетическая ловушка: почему получение халявы не дает человеку разбогатеть

Получение чего-то бесплатно заставляет нас действовать совершенно иначе, чем когда мы платим, даже если это всего несколько рублей. Что именно происходит с нами, когда цена на что-то снижается до нуля? Мы перестаем ценить то, что получаем. К тому же мы уже не стремимся чего-то добиваться, строить, отдавать. Ведь все это можно просто взять, зачем напрягаться? Так любовь к халяве не дает нам возможности разбогатеть.

Мы видим только выгоду, не замечая рисков

В нашем мире преобладает постоянный поток анализа затрат и выгод. На макроуровне правительство взвешивает издержки и последующие выгоды от глобальных явлений. На микроуровне это ваш поход на бесплатный сеанс в кино или чашка бесплатного латте в плюс к заказу. Хотя ставки соответствующих решений сильно различаются, путь к ним примерно тот же: вычислить, сколько вы потеряете, подсчитать, сколько вы получите в итоге.

«Получение чего-то бесплатного подразумевает только выгоду, а не затраты, - говорит Хуан Николау, профессор экономики в Университете Аликанте. - Когда людям предлагают что-то бесплатно, у них возникает такая крайне положительная реакция, которая затуманивает их суждения». Это явление называется эффектом нулевой цены. И это может быть действительно опасным. Мы готовы отказаться от вариантов, которые с рациональной точки зрения для нас лучше только потому, что они стоят денег.

Интересный эксперимент

В одном эксперименте участникам было предложено три варианта: купить недорогой шоколад сомнительного качества, хороший шоколад немного дороже или ничего не покупать. В итоге, когда оба шоколада не бесплатны, большинство предпочитали доплатить, но купить хороший. Как только им предложили третий бесплатный вариант, все выбрали его, не спросив, какого он качества.

Получилось так, что снижение цены до нуля более действенно, чем пятикратное снижение цены, которое находится в диапазоне положительных. Для маркетологов это может быть хорошим ходом, но как насчет самих клиентов? Беря что-то бесплатно, мы даже соглашаемся с тем, что товар будет ненадлежащего качества, вместо того чтобы заплатить больше и получить хорошую вещь. Почему бесплатное так работает? Это прирожденная любовь каждого из нас к халяве.

Опасная эйфория

Когда мы видим слово «бесплатно», на наш мозг воздействует «эвристика аффекта», мысленные ярлыки, которые мы используем постоянно. По сути, это внутреннее чутье, к которому мы обращаемся, принимая решения небольшой важности. Решение о том, какой кекс съесть и какой дом купить, не должно занимать одинаковое количество времени, поэтому эти ярлыки помогают избавить нас от головной боли, связанной с тривиальными суждениями.

Но, когда на картинке появляется бесплатное, наша эвристика дает «короткое замыкание». Подсознательно мы колеблемся, но все равно выбираем халяву. Сравните, например, обычный гостиничный номер с номером, в который входит бесплатный завтрак. Какой вы выберете? И уже не важно, что в нем вид на стройку или сыро, холодно, жарко. Получая что-то, что указано как бесплатное, мы более склонны чувствовать себя лучше по поводу этого варианта.

Как халява мешает нам разбогатеть?

Деньги – это энергия, и мы каждый день пропускаем ее через себя. Чем больше, тем лучше. Покупая что-то, мы эту энергию отдаем, но получаем обратно в виде покупки. Беря что-то бесплатно, мы нарушаем энергетический баланс, ведь мы тем самым забираем больше, чем отдаем. Неоплаченная часть энергии так и не попадает в нашу жизнь. Мы останавливаем циркуляцию денег своими руками, а потом искренне удивляемся, почему не можем разбогатеть.

Состоятельные люди прекрасно знают этот принцип. Поэтому они не боятся покупать дорогие товары, пропуская все больше энергии через себя. И выражение «деньги к деньгам» действительно работает. Отдавайте их, и будете получать. Не берите бесплатно, чтобы не угодить в ловушку бедности и не потерять все. Позвольте себе тратить больше, и увидите, как доходы тоже начнут расти!

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание