Рубрики

Истории, которые мы придумываем для объяснения поведения коллег, вредят отношениям на работе

Чтобы выживать в этом мире, человек должен постоянно как-то объяснять окружающие процессы и явления. Объяснения помогают нам разбираться в сути происходящего, вырабатывая подходящие способы реагирования. Наше взаимодействие друг с другом на работе не является исключением. Мы придумываем истории, которые объясняют поведение коллег. Но они могут и навредить нашим взаимоотношениям на работе, негативно влияя на карьеру.

Искажение событий

Наш мозг способен придумывать истории, основываясь на скудных фактах и доказательствах. Он начинает свою творческую работу, когда к нему поступает не совсем стандартная информация. Например, если коллега ведет себя неправильно. Мы можем объяснить понятные и предсказуемые действия такими же понятными и даже шаблонными моделями поведения. Но если что-то выходит за рамки стандарта, возникает риск искаженного представления о происходящем.

Истории, которые мы придумываем на такой основе, могут описываться по трем параметрам:

  • Тип контроля. С чем именно был связан полученный результат? С собственными действиями или он является продуктом определенного внешнего воздействия?
  • Уровень стабильности. Результат был получен за счет устойчивого поведения человека или стабильности ситуации или он возник по причине влияния чем-то временного и нестабильного?
  • Уровень управляемости. Результат был получен ввиду наличия управляемых или неуправляемых факторов?

Негативный посыл историй

Поскольку мы не обладаем полным набором информации о поведении коллеги и его мотивации, то открывается широкое пространство для разного рода домыслов и даже фантазий. Если наблюдается негативное поведение, то с большей вероятностью и неизвестные аспекты будут домысливаться с отрицательным оттенком. В итоге вся история может быть описанием только плохих характеристик рассматриваемого объекта. Например, если коллега опоздал на встречу или составил отчет низкого качества, то легко можно будет предположить, что он вовсе не уважает коллег и свою работу.

Но на самом деле причины поведения могут носить оправдательный характер. Это будут уважительные причины, которые никак не подтвердят выдвинутые в истории предположения.

Как бороться с неоправданным осуждением?

Истории с элементами осуждения на основе домыслов возникают очень быстро. Основная мысль возникает почти сразу, после чего запускается процесс детального наполнения и уточнения.

Замедлить эти процессы и разоблачить ложные осуждения помогут следующие вопросы:

  • Как факты описывают ситуацию?
  • Какие моменты в истории никак не относятся к фактам?
  • Являются ли состоятельными те предположения, которые были сделаны о намерениях, мотивах и ценностях коллеги?
  • Могут ли быть альтернативные объяснения его поведения?

Как минимум, эти вопросы позволят иначе посмотреть на ситуацию, устранив фактор скоропалительности необдуманных выводов. Появится возможность спокойно и без эмоций проанализировать поведение коллеги, больший упор делая на фактические знания.

Влияние осуждающих историй на долгосрочные отношения

Важность критического взгляда к собственным осуждающим историям сложно переоценить. Это не просто попытка сохранить объективность. Подобные истории без критики рискуют для нас самих сформировать неверную картину мира. Таким образом может быть создан ложный образ коллеги, который не имеет ничего общего с реальностью. Одна история частично исказит портрет, но каждая последующая будет только увеличивать его отдаленность от действительности.

В какой-то момент обострятся и проблемы отношений с коллегой, которого мы представляем совсем другим человеком, чем он есть на самом деле. Поэтому изначально следует разделять эмоции и факты. Только на основе достоверной информации могут быть сделаны значимые выводы о происходящем вокруг.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание