Рубрики

Минус за осознанность: 9 из 10 человек готовы получать меньше денег, но выполнять более осмысленную работу

В 1974 году исследователь трудовой деятельности Стадс Теркель писал о том, что работа является способом получения денег на хлеб насущный, а также тем инструментом, при помощи которого жизнь человека становится осмысленной; в то же время деятельность не должна быть источником отвращения. Среди тех "немногих счастливчиков", с которыми встречался Теркель, было очень мало таких людей, которые получали наслаждение от своей деятельности.

Смысл как новая валюта

В течение последующих сорока лет многочисленные исследования подтвердили данную идею о том, что работник всегда ожидает от труда чего-то большего, нежели просто оплаты. Приблизительно с 2005 года значение осмысленности в деятельности стало интересовать исследователей еще больше. Некоторые даже стали называть смысл работы "новыми деньгами". Почему же с тех времен большинство организаций все-таки не спешат предпринимать усилия для того, чтобы сосредоточиться на создании смысла работы для своих сотрудников?

Любопытное исследование

Этим вопросом заинтересовался Шон Ачор, автор книг и оратор. Вместе со своей командой он провел исследование, в котором приняли участие 2285 специалистов из Америки, трудящихся в 26 различных отраслях. Среди них были люди, получающие разную оплату за свою деятельность; работники крупных корпораций и мелких предприятий. То, насколько для них важным оказался смысл труда, очень удивило исследователей.

"Прежде всего, мы стремились понять, действительно ли деньги являются главным мотиватором для работников, - рассказывает Шон. - Мы обнаружили, что более 9 из 10 сотрудников готовы обменять часть получаемого вознаграждения на обретение большого смысла в работе. Эта тенденция была выявлена во всех возрастных группах, среди работников с высоким и низким вознаграждением".

Сколько готовы пожертвовать люди ради значимости труда

"Следующий интересующий нас вопрос состоял в том, насколько важен смысл для каждого отдельно взятого сотрудника. Если бы вы могли найти работу, которая стала бы источником постоянного смысла, то какую часть нынешней зарплаты вы согласились бы отдать? Именно этот вопрос мы задали нашим респондентам. В среднем они были готовы отказаться от 23 % получаемых финансов ради того, чтобы иметь значимую работу", - отмечает автор исследования.

"Стоит учесть, что порядка 21 % от своих доходов американцы тратят на жилье. Учитывая, что люди готовы расходовать больше на то, чтобы наполнить свою трудовую жизнь смыслом, список предметов первой необходимости XXI века может быть немного обновлен: к еде, одежде и крыше над головой можно добавить работу, наполненную значением", - смеется Ачор.

Выгода для организации в цифрах

"Также нас интересовало, насколько важна осмысленная работа в рамках всей организации. Мы обнаружили, что сотрудники с очень значимой для них работой в среднем проводят в стенах офисов на час в неделю больше, а оплачиваемый отпуск у них на два дня меньше. Причем сокращают они отдых по собственной воле. Учитывая большое количество работников в организации, для каждой фирмы это очень выгодно. Весьма значимая для сотрудника деятельность может стоит порядка 9078 долларов в год", - отмечает автор.

Дополнительная организационная ценность, как считает Ачор, проявляется в форме сохраненного таланта. Работники, считающие свой труд очень значимым, увольняются гораздо реже - вероятность их ухода из организации меньше на 69 %. Срок их работы в среднем на 7,4 месяца более долог, чем у тех, кто считает свой труд не особенно значимым. В среднем организация может сэкономить до 6,43 млн долларов в год на каждых 10000 подчиненных, если сделает труд своего персонала более осмысленным.

"Несмотря на эти показатели, не все компании спешат перейти на новую корпоративную политику. Наше исследование продемонстрировало, что в настоящее время люди считают свою работу значимой крайне редко. Всего лишь 1 из 20 подчиненных оценивают свой труд как несущий определенный смысл. Для остальных работа - не более чем необходимость, - подчеркивает Ачор. - Работодатели должны или принять во внимание данный факт, или же терять и кадры, и дополнительные деньги".

Что можно предпринять?

Немаловажным фактором для повышения осмысленности труда Ачор считает создание социальной поддержки внутри компании. "Работники, для которых коллектив является источником опоры, в среднем на 47 % чаще считают свой труд более осмысленным. Ощущение коллективной цели, проявляющееся в корпоративной культуре, - немаловажный компонент осмысленности. Для сотрудников, которые довольствуются и социальной поддержкой, и имеют общие цели, риск увольнения снижается на 24 %. Вероятность повышения для них увеличивается на треть по сравнению с теми, кто может похвастаться социальной поддержкой при отсутствии общих задач с коллегами.

Еще один важный фактор - знания. "Также наше исследование показало, что именно занимающиеся умственным трудом считают свою работу более значительной. Они чаще ощущают вдохновение, им несложно при необходимости подчиняться руководству", - подчеркивает Ачор.

А как вы считаете, что может сделать работу осмысленной? И должна ли она быть значимой для подчиненного?