Рубрики

Не говорить о работе вне бизнеса, уважать роли и обязанности друг друга: советы, как вести семейное дело и не портить отношения с родственниками

Работа с членами своей семьи представляет собой уникальный набор проблем. К счастью, многие из них являются преодолимыми. Планируете создать семейный бизнес и подключить к работе своих родственников? Следующие советы помогут вам забыть о разногласиях и выйти на пик производительности.

Вот очевидный плюс: если речь идет о создании бизнеса, то в целом мире не найдется сотрудников, которым вы могли бы доверять так же, как своим родственникам.

Идея семейного бизнеса очень удобна для тех, кто имеет взрослых детей. Клановость только усиливает сплоченность. Это позволяет сообща построить нечто значимое. Вот что вам необходимо делать.

Понимать и уважать истинную природу друг друга

Это умение необходимо и в профессиональной сфере, и в личной жизни. Мы знаем, что не бывает одинаковых людей, поэтому не бывает одинаковых характеров. Основатель бизнеса не должен стремиться сделать из своей команды свою точную копию. Это в корне неправильно с морально-этической точки зрения и совсем неэффективно с точки зрения получения результатов.

Примите своих родственников такими, какие они есть, и старайтесь акцентировать внимание на их сильных сторонах. Кто-то из них готов рисковать, кто-то является дипломатом, а кто-то обладает разумом аналитика.

Когда каждый из членов команды понимает, что занимает свою уникальную нишу в структуре бизнеса, это позволяет избежать эмоционального перенапряжения. Родственники, которые дополняют друг друга, никогда не устанут плыть в одной лодке.

Будьте профессионалами

В профессиональной сфере принято называть друг друга по имени и отчеству либо просто по имени в случае наличия дружеских отношений. Мне всегда нравилась эта нарочитая вежливость. В некоторых случаях я продолжаю вежливо обращаться к своим сослуживцам, даже если уже давно не работаю с ними бок о бок.

Почему бы не перенести эту полезную вежливую привычку в структуру семейного бизнеса? Если дети на работе будут обращаться к отцу или матери по имени и отчеству (либо просто по имени), это лишь подчеркнет деловой подход.

Уважайте роли и обязанности

Если кто-то в структуре семейного бизнеса обладает полномочиями по принятию решений, это означает, что остальные должны поддерживать его. Например, основатель компании должен уважать роль генерального директора как ответственного за повседневную деятельность.

Если между родственниками существуют какие-либо проблемы или разница во мнениях, решить их помогут еженедельные встречи. Подобные мероприятия очень похожи на совет директоров, только в более узком кругу. Они помогают устранить разногласия, прийти к консенсусу.

Не говорите о работе дома

Это правило полезно прописать в уставе предприятия. Члены одной семьи, которые участвуют в бизнесе, должны разговаривать о работе только в стенах рабочего помещения. Как только они выходят за его пределы, разговоры становятся неформальными.

Это необходимо, иначе вы устанете не только друг от друга, но и от работы. Если вы хотите развивать семейные отношения, научитесь разграничивать формальную и неформальную обстановку.

Оплачивайте усилия сотрудников, исходя из их роли в бизнесе.

Независимо от того, является ли работник членом вашей семьи или он пришел в фирму со стороны, он должен получать за свой труд адекватную плату. Несправедливо назначать своим детям, выполняющим функции консультантов, жалование в три раза больше в сравнении с "рабочими лошадками", которые тянут на себе весь груз ответственности. Если кто-то работает больше, то он должен получать за свой вклад в общий успех по заслугам.

Инвестируйте в ресурсы, которые поддерживают коммуникацию

Коммуникативные навыки тоже пригодятся вам и в профессиональной, и в личной жизни. Они являются прямым отражением того, насколько вы способны общаться с членами своей команды, как хорошо вы умеете решать текущие задачи, вести переговоры или выступать перед публикой.

Обычно навыки общения формируются на протяжении всей жизни, но если что-то внутри коллектива не ладится, начните уже сейчас исправлять имеющиеся недочеты. Посещайте тренинги, во время которых вам предложат обработать конкретные модели взаимодействия. Не жалейте денег на подобные мероприятия, ведь потенциально разрушительный опыт коммуникации заведет вас и ваш бизнес в тупик.

Утвердите ценности в коллективе

Даже если ваш семейный бизнес мал, это не означает, что вы не можете перенять позитивный опыт крупных компаний. Почему бы не утвердить девиз, который будет поддерживать здоровый баланс между работой и личной жизнью? Если то, что вы делаете в стенах офиса, рушит мир внутри вашего дома, внесите изменения. Живите в соответствии с ценностями вашей организации, спрашивайте друг друга за отступление от правил.

Совместные путешествия

Путешествия дают возможность прочувствовать друг друга в новой обстановке. Когда вы отстранитесь от повседневной работы и семейной рутины, вы можете взглянуть на членов своей семьи другими глазами. Это полезный опыт, который не позволит вам устать друг от друга. Казалось бы, нужно отдыхать врозь, но эксперты настоятельно советуют проверять свои связи в экстремальных условиях.

Держите ориентир на старые модели семейного бизнеса

Семейные предприятия существуют несколько веков. Обычно основатели бизнес-династий обладали коммерческим талантом, поэтому были успешны. Но даже если их дети и внуки имели не столь ярко выраженную предпринимательскую жилку, они все равно оставались на плаву.

Секрет этого феномена в передаче уникального опыта. Следующие поколения ориентируются на сильные стороны своих предшественников, она варятся в этом котле с младых ногтей. Если вам удастся построить крепкое семейное предприятие, вы совершите благое дело, обеспечив своих потомков работой.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание