Рубрики

Обманывали и в России, и на родине. Какие гонорары ожидал Анджей Сапковский, и почему он подал в суд на создателей компьютерной игры

Писателя Анджея Сапковского называют «польским Толкином». Он придумал легендарную сагу «Ведьмак», по мотивам которой была создана одноименная компьютерная игра, ставшая любимой среди геймеров во всем мире. Послезавтра писателю исполняется 73 года. В честь его дня рождения вспоминаем карьерный путь и разбираемся в скандальной истории с судебным иском к игровой студии.

Полиглот

Анджей появился на свет 21 июня 1948 года в польском городе Лодзь. Удивительно, что, несмотря на невероятную популярность, писатель живет на родине и по сей день. О детстве знаменитости известно не очень много, но есть данные, что отец Сапковского хорошо знал иностранные языки и передал свои знания сыну. Благодаря этому Анджей лет в 14-15 уже умел читать книги на русском и немецком языках.

Изначально Сапковский и не думал становиться писателем. Он поступил в институт на факультет внешней торговли в своем родном населенном пункте. Впоследствии он устроился на работу по профилю. Знание иностранных языков позволило ему отправляться в зарубежные командировки и объездить много стран. Направлением в торговле было продажа меха и текстиля.

Увлечение литературой

В свободное от работы время Анджей читал книги из разных стран мира. Он с детства увлекался литературой и даже сам в юности пробовал писать стихотворения. Они были в основном посвящены девушкам, но нигде не были опубликованы, поэтому оценить рифмованные произведения Сапковского не представляется возможным.

Анджей перечитал всю классику мировой литературы, потом ознакомился с жанром фэнтези, а в шестидесятые годы открыл для себя мир комиксов. Изначально Сапковского привлекли французские комиксы, а уже потом он познакомился с комиксами манга. По мнению Анджея, японские манга — это высший пилотаж в плане визуала. Но если рассматривать художественный аспект, то лучше французские.

В 1972-м вышла первая новелла Анджея «Маленькая охота», потом был еще рассказ «Стальноголовый». На тот момент Сапковский только осваивал эпистолярный жанр, но не делал на него никаких ставок. Это было просто хобби и увлечение, в то время как торговля являлась основным источником доходов.

Спор с сыном

Все изменилось в 1986 году. Тогда один местный польский журнал объявил конкурс на лучшую историю. Победителю полагался денежный приз и публикация в журнале. О конкурсе Анджею рассказал сын и предложил ему спор. Мол, Сапковский-старший одержит победу, если ему присудят первое место.

И вот тогда-то Анджей и сочинил свой первый рассказ о приключениях Геральта, который стал основой для саги «Ведьмак». В итоге Анджею досталось третье место, что он до сих пор считает несправедливым. Просто на тот момент в Польше вовсю критиковали жанр фэнтези, поэтому руководство издательства просто не смогло присудить первое место тому, кто написал рассказ в данном жанре.

И тем не менее, после публикации «Ведьмака» автору стали писать письма первые поклонники с просьбой написать продолжение. Тогда Анджей подумал, что если есть спрос, то почему бы не попробовать на этом заработать. Он выпустил еще пару рассказов.

Уход в писательство

Примерно в то же время, в начале девяностых годов, фирма, где работал Сапковский, неожиданно обанкротилась. Оставшись в статусе безработного, Анджей предстал перед выбором: либо искать новую работу в сфере торговли, либо попробовать заработать на эпистолярном жанре. В итоге перевесило второе.

С 1994 по 1997 гг. писатель выпустил четыре книги о приключениях Геральта. Он придерживался строго графика: выпускать ежегодно по одному произведению. Это был настоящий успех: книги писателя продавались большими тиражами, поэтому он мог жить, ни в чем себе не отказывая, на писательские гонорары.

Обман

Произведениями Анджея заинтересовались и за рубежом. Например, с ним хотели сотрудничать российские издательства. Сапковский был только «за», но вот поиски подходящего издателя обернулись финансовыми потерями. Некоторые издательства не заплатили писателю ни копейки, при этом опубликовали книги. С таким же обманом Сапковский сталкивался и у себя на родине, и в других странах. Так, чехи, например, «кинули» автора на несколько тысяч долларов. Но в итоге Анджею все же удалось наладить долгосрочное сотрудничество с добросовестными издателями. В России его книги печатало издательство «АСТ», а переводом произведений на русский язык занимался Евгений Вайсброт.

Релиз компьютерной игры

В конце девяностых Сапковским заинтересовались фирмы по созданию компьютерных игр. Польская фирма «Метрополис» предложила создать игру по мотивам «Ведьмака». Анджей взял гонорар в 4 тысячи долларов, однако принимать участие в разработке отказался. Увы, проект оказался настолько масштабным, что игровая студия так и не довела его до конца.

В 2002 году с Анджеем связался основатель игровой студии CD Projekt RED Марчин Ивински: поскольку права у «Метрополиса» простаивали, перекупить их. Сапковскому было предложено два варианта: либо сразу получить гонорар, либо получать впоследствии процент с продажи игр. Писатель не верил в успех компьютерной игры, поэтому выбрал первый вариант и забрал свои положенные четыре тысячи долларов. Это было роковой ошибкой.

Появление компьютерной игры «Ведьмак» стало настоящей сенсацией: геймеры со всего мира «подсели» на игру. CD Projekt RED выпустили еще одно продолжение игры, потом еще одно. В общей сложности было продано 25 миллионов копий. Только третья часть игры принесла создателям прибыль в 250 миллионов долларов.

Претензия

В 2018 году Анджей подал на CD Projekt RED в суд и потребовал 15 миллионов долларов за нарушение авторских прав. Эта история всколыхнула общественность, ведь писатель же лично согласился на условия взять крупный гонорар, но потом не претендовать на процент с продаж. Сапковский и не отказывался от своих слов, однако он счел нарушением своих прав тот факт, что игровая студия выпустила еще два продолжения игры: договаривались-то на одну.

Закон оказался на стороне автора. CD Projekt RED решили не доводить дело до суда, а связались с Анджеем и предложили решить вопрос мирным путем. Они выплатили ему компенсацию, но не в том объеме, какой был установлен изначально. Тем не менее, Сапковского, видимо, предложенные деньги устроили, поэтому конфликт был исчерпан.

Обида

И все же эта история больно ударила по репутации Анджея. Поклонники осудили его поступок, обвинили в меркантильности. Что якобы судьба героев саги его не интересует, и он не так вдохновлен собственноручно созданным миром, а творит только ради денег.

Сапковский не стал отрицать тот факт, что от адаптации книг он ждет только гонорара. Это его работа, так что упреки тут ни к чему.

Больше всего Анджея задел тот факт, что он стал популярен во всем мире только после выхода компьютерной игры. «А это правда вы написали книгу по мотивам игры?», - такой вопрос нередко слышит автор в свой адрес, и это его обижает и даже оскорбляет. Писатель убежден, что ни одна компьютерная игра по глубине не может сравниться с литературой.

Харизматичная личность

Вообще свою любовь к заработкам Сапковский порой и сам высмеивает. Однажды после завершения интервью он в шутку попросил у журналиста 50 евро. Тем не менее, все, кто сталкивался и лично общался с писателем, утверждают, что он невероятно харизматичный человек со своеобразным чувством юмора. Его высказывания порой бывают колкими, поэтому неподготовленных людей слова автора могут несколько обескуражить. Но так и должно быть: творческий человек неординарен по своей сути, и Анджей не исключение.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание