Рубрики

"Оригинал, ты потускнел от копий!": День памяти Игоря Северянина – 20 декабря. Вспоминаем лучшие строки поэта

Поэт Игорь Северянин ушел из жизни в 1941 году 20 декабря. День памяти поэта отмечают все люди, неравнодушные к его творчеству. Друзьями-соратниками Северянина были Маяковский, Брюсов, Сологуб.

С литераторами Арельским и Олимповым он основал новое течение в литературе – эгофутуризм. Мастер слова был очень артистичен и собирал много слушателей во время выступлений. Давайте вспомним лучшие строки из его поэзии и оценим его меткие эпиграммы.

«Бывают и годы короче мгновенья, но есть и мгновенья длиннее веков!»

Игорь Васильевич родился в Санкт-Петербурге 16 мая 1887 года в семье военного инженера Лотарева. По матери он имел дальние родственные связи с Николаем Карамзиным и Афанасием Фетом.

В 1904 году вместе с отцом уехал на Дальний Восток, прожив некоторое время в Харбине. Видимо, с этим биографическим фактом связано появление псевдонима Северянин.

Сон лелея, лиловеет запад дня.

Снова сердце - для рассудка западня.

Только вспомню о тебе — к тебе влечет.

Знаешь мысли ты мои наперечет.

И хочу иль не хочу — к тебе без слов

Я иду... А запад грустен и лилов.

Живя на краю света, он писал стихи. Однако в силу понятных обстоятельств поэт не мог реализоваться. В итоге он бросил все и устремился в Петербург, чтобы опубликовать творения за свой счет.

«Я – гений!»

Надо отметить, что стиль Игоря Васильевича был своеобразным. Он распевал свои строки, словно песни. На его концерты ходили толпами из-за необычной манеры исполнения. Действо напоминало театрализованное шоу, стендап в современном понимании, а не классическую декламацию «с чувством, с толком, с расстановкой».

Слава пришла к нему лишь в 1913 году. Однако далеко не всем импонировали творчество и манера исполнения автора. Литературовед Дмитрий Мирский писал: «Наступил момент, когда пошлость заняла место на Парнасе и провозгласила свои права в стихах Игоря Северянина».

Лишь гении доступны для толпы!

Ho ведь не все же гении поэты?!

Не изменяй намеченной тропы

И помни: кто, зачем и где ты.

В этом же году Северянин издал сборник «Громокипящий кубок» с предисловием Федора Сологуба. Отчасти его можно назвать вершиной творчества писателя.

В одном из своих самых знаменитых стихотворений Лотарев представился читателям следующими словами: «Я Игорь Северянин, гений!». Вскоре он обзавелся толпой фанатов и последователей, особенно в провинциях Императорской России.

«Прочтя рецензий тысяч двадцать, мне хочется поиздеваться»

Его современники вспоминали: «Поэт захватил народное воображение и достиг славы своими гладкими волосами, уложенными на пробор, меланхоличными глазами, обведенными темными кругами, и вездесущей лилией в руках». Цветок лилия был его символом, фирменной чертой, с ним он частенько выходил на сцену.

Начиная с 1913 года, Игорь Северянин значительную часть времени проводил в гастролях по городам и весям. Российской империи. Публика плотно набивалась в залы Минска, Вильно (Вильнюса), Тифлиса (Тбилиси), Харькова, Баку, Ростова, Одессы и других городов.

О России петь - что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам...

О России петь - что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать...

О России петь - что тоску забыть,

Что любовь любить, что бессмертным быть!

Неподготовленных людей поначалу шокировал творческий образ поэта. Сноб, который шутит без тени эмоций, интеллигент с лицом Пьеро, нараспев читающий непонятные и сложные стихи так, что хочется смеяться. А когда эффект новизны проходит, публика внемлет словам в восхищении и с приоткрытым ртом.

Восприятие его текстов (как и любого другого поэта) сильно зависит от манеры подачи и отчасти теряет самобытный колорит, если читать стихи с листка бумаги. От читателя требуется недюжинная фантазия, чтобы представить себе образ Игоря Северянина, декламирующего свое творчество на воображаемой сцене.

«Оригинал, ты потускнел от копий!»

Почему же критик назвал стихи Игоря Васильевича пошлыми? Потому что автор очень тонко чувствовал настроения общества и знал, как и чем привлечь его внимание к собственной персоне.

В произведениях Северянина рассматривались весьма необычные темы, такие как мороженое из сирени и ананасы в шампанском. Делал он это с намерением ошеломить буржуазную публику буйством красок и гламуром, ассоциируемым у них с высшим светом.

Мы живем, точно в сне неразгаданном,

На одной из удобных планет…

Много есть, чего вовсе не надо нам,

А того, что нам хочется, нет…

В своих стихах Северянин восхищался дирижаблями и автомобилями, всем, что могло передать его последователям понятие современности. Он часто шокировал слушателей циничными заявлениями и манией величия. Выражал свое восхищение модернистом и возмутителем спокойствия на литературной сцене Оскаром Уайльдом. Следует сказать, что они похожи и внешне, и мировоззрением.

Не случайно Северянин стал родоначальником странного направления в литературе, которое называется эгофутуризм. Сделал он это совместно с экспрессивными писателями Арельским и Олимповым. Это течение, характерное для начала 20 века, отличается вниманием к достижениям прогресса, проявлением эгоизма, использованием иноязычных слов, культивированием рафинированности ощущений. В целом оно характеризуется чем-то странным, непонятным, поэтому притягательным.

Король поэтов

В феврале 1918 года в Москве состоялось необычное событие. Свободный народ, сбросив ярмо царского самовластия, избирал… короля поэтов. Путем голосования в большом зале Политехнического музея публика и приглашенные литераторы выбирали самого лучшего поэта.

Все – Пушкины, все – Гете, все – Шекспиры.

Направо, влево, сзади, впереди…

Но большинство из лириков – без лиры,

И песни их звучат не из груди…

Все ремесло, безвкусие и фокус,

Ни острых рифм, ни дерзостных мазков!

И у меня на «фокус» рифма – «флокус»,

А стиль других – стиль штопаных носков.

В финал вышли двое – Маяковский и Северянин. Вместе они уже выступали на концертах, поэтому были хорошо знакомы. Не поверите, но королем выбрали Игоря Васильевича с перевесом в 30-40 голосов, хотя некоторые уважаемые критики заявили о своем отвращении к его творчеству. Свидетели говорят, что это было незабываемое действо. Две столь харизматичные личности ничем друг другу не уступали.

«Любви без жертвы нет, и если нет жертвы, значит, нет любви»

После революции 1917 года Северянин был одним из первых поэтов, покинувших Россию. Он поселился в Эстонии в 1918 году. Северянин не думал эмигрировать. Окрестности Таллина (встречается написание Таллинна) в царские времена были дачной зоной для состоятельных жителей Петербурга.

Когда началась гражданская война, он поехал в тихое место переждать смуту. И застрял здесь. Благо, гонораров за выступления хватало для сносной жизни. Вскоре он женился на местной землевладелице, пустил корни. Северянин пытался впоследствии вернуться в Россию, но не смог по разным причинам. Одна из них - изменившийся литературный климат в Стране Советов.

У женщины должен быть лунный характер,

И чтобы в ней вечно сквозила весна...

После присоединения Эстонии в 1940 году к Советскому Союзу он продолжил литературную деятельность. Казалось, жизнь налаживается. Но тут началась Великая Отечественная война. Однако от немцев поэт не пострадал. Возможно, не успел. Умер он в Таллине, куда незадолго до смерти привезла его жена. Похоронен поэт на Александро-Невском кладбище.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание