Рубрики

Параллельное предпринимательство: мазохизм или путь к успеху?

Жаклин Джонсон не собиралась запускать два стартапа одновременно. Она вообще ничего не планировала.

Первое ее предприятие возникло по необходимости. В 23 года после неожиданного увольнения, чтобы оплачивать счета, Джонсон занялась внештатными маркетинговыми проектами. Когда ее рабочая нагрузка стала достаточно большой, она организовала маркетинговое агентство No Subject, в числе клиентов которого были L'Oréal и Microsoft. Так возникла компания №1.

Появление второго бизнеса

Это создало еще одну необходимость. Не имевшая опыта в организации предприятий Джонсон жаждала связи с другими молодыми женщинами-предпринимателями, поэтому она начала организовывать небольшие собрания в Лос-Анджелесе, на которых начинающие бизнес-леди могли откровенно говорить о своих проблемах и просить совета.

Она назвала встречи Create & Cultivate, и спрос на них быстро рос. «Бренды писали мне по электронной почте, спрашивая, когда будет следующее собрание, и когда билеты поступят в продажу», - сказала она.

Таким образом Джонсон создала компанию №2. Create & Cultivate получила официальный статус, и сегодня она привлекает громких ораторов, от Крисси Тейгена до Глории Стейнем. По ее словам, она работала 120 часов в неделю и была настоящей мазохисткой, но была искренне рада обеим компаниям.

Параллельное предпринимательство

Однако подобный мазохизм, похоже, становится все более распространенным трендом. Его называют «параллельным предпринимательством», т. е. управлением сразу несколькими компаниями.

И хотя исследования того, сколько людей точно этим занимаются, не проводились, бизнес-культура полна примеров - Илон Маск (Tesla, SpaceX и другие), Джек Дорси (Twitter , Square), Ричард Брэнсон (все предприятия Vergin), Навин Джейн (Moon Express, Viome) и т. д. В других отраслях также легко найти владельцев малого бизнеса, которые жонглируют двумя и более компаниями, работающими на самых разных рынках.

Параллельное предпринимательство имеет интуитивный смысл: для людей с большими амбициями и сильной трудовой этикой это способ сделать еще больше. Но для некоторых две компании могут означать двойной риск. В конечном итоге, люди, которые прошли через это, говорят, что бизнесмен должен задать себе важный вопрос: зачем я это делаю, и могу ли я с этим справиться?

Новые возможности

Итак, почему параллельное предпринимательство все же, растет?

«Создавать компании сегодня стало очень дешево», - поясняет Дэн Коэн, исполнительный директор Центра предпринимательства Университета Уэйк-Форест. - «Раньше вам нужно было физическое пространство и регистратор, чтобы отвечать на звонки, а также бухгалтер, чтобы оплачивать счета. Теперь все эти инструменты доступны онлайн, поэтому сегодня можно работать даже в кафе».

Новые возможности касаются не только управления. Предприниматель может воспользоваться услугами цифрового маркетинга и сервисами, подобными Kickstarter, чтобы тестировать новые идеи и отдавать свои силы только тем, работа которых наиболее эффективна. Бизнесмены нового типа могут быстро набирать удаленные команды. В итоге они могут быстро организовать новое предприятие и сразу увидеть, что произойдет.

Ставка на нескольких лошадей

Легкий старт, в свою очередь, создает противоречивые ситуации. Некоторые говорят, что запуск нескольких предприятий на самом деле менее рискован, чем просто сосредоточение на одном. «Быстрое основание предприятий очень хорошо подходит для параллельного предпринимательства, потому что можно постепенно развивать несколько проектов одновременно, и ни один из них не займет слишком много времени», - говорит Райан Бакли, автор книги «Параллельный предприниматель», который сам руководит несколькими компаниями.

Он считает, что одновременное ведение нескольких бизнесов - это ставка на нескольких лошадей сразу. Вы просто увеличиваете свои шансы на успех.

Ход его рассуждений простой: если один бизнес работает гладко, почему бы не попытаться добиться дополнительного успеха? «Риск очень низкий», - говорит он. - «Я развивал этот пассивный поток дохода по ночам и выходным, и мне это нравилось».

Однако, помимо финансового риска, существует еще один.

Риск эмоционального выгорания

Моджи Карими вместе со своей сестрой работает над двумя стартапами: производителем питательных веществ и фармацевтики Cemvita Factory и системой хранения молекулярных данных Cemvita Exa. Они делают это по необходимости - их продукты разнообразны (и могут продаваться отдельно), но достаточно похожи, чтобы их можно было представлять в паре небольшому сообществу инвесторов.

Потенциальным недостатком этого является управление двумя сложными стартапами сразу. «Большая часть системы поддержки, которая в настоящее время существует для стартапов, не строится вокруг параллельного предпринимательства», - сказал он.

И даже если они могут это делать, они опасаются, что инвесторы будут сомневаться в них.

Илон Маск – это исключение

И эксперты согласны с тем, что инвесторам есть о чем беспокоиться. Вести параллельный бизнес сложно. Лучше всего с этим справляются люди, которые хорошо разбираются в многозадачности и расстановке приоритетов. Но даже тогда это, вероятно, не постоянный режим работы большинства лидеров.

Вот почему Коэн думает, что параллельное предпринимательство лучше всего подходит для определенного типа бизнесмена - мелкого, которому почти нечего терять.

«Илон Маск является исключением», - говорит Коэн. Конечно, многие скажут, что он только доказывает правило, строя впечатляющие вещи, но не без хаоса, публичных кризисов и штрафа со стороны SEC. Он не рекомендует это делать ведущим высокопроизводительным венчурным компаниям. Но начинать стартапы с нуля, чтобы посмотреть, какой из них лучше, имеет смысл.

Правильный выбор

И это именно то, что сделала Джонсон, возглавляя свои конференц- и маркетинговое агентства. Ей хотелось узнать, какой бизнес будет более перспективным, и какой принесет ей большую пользу. Вскоре она получила ответ: Create & Cultivate имел больший импульс, и она смогла использовать свои маркетинговые навыки из No Subject, чтобы помочь его продвигать. «Я так привыкла работать на другие бренды, а потом вдруг сама стала брендом», - сказала Джонсон.

В 2016 году она продала No Subject, чтобы сосредоточиться исключительно на Create & Cultivate. Свою роль сыграло параллельное предпринимательство. Она вернулась к тому, чтобы руководить одной компанией.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание