Рубрики

Компании с менеджерами-макиавеллистами в главе становятся более успешными

Нарциссизм, психопатия и макиавеллизм повсеместно распространены среди руководителей, несмотря на многочисленные доказательства того, что эти темные черты личности представляют финансовые и управленческие риски для организаций. Их преобладание в советах директоров корпораций — почти в три раза больше, чем в общей популяции — предполагает, что на некоторых уровнях антиобщественное поведение может принести пользу бизнесу. Новое исследование, опубликованное в Strategic Management Journal, раскрывает один из таких случаев, выявив, что компании с руководителями-макиавеллистами имеют экономию чистой прибыли более 6,6 % по сравнению с издержками фирмы.

Переговоры на высоком уровне

Федерико Эйм, профессор менеджмента в Университете штата Оклахома и один из авторов исследования, говорит: «Переговоры о важных расходах фирмы — это фундаментальная, часто привлекающая внимание прессы деятельность, оказывающая значительное влияние на организации. В высшей степени макиавеллистские личности неизменно преуспевают в стрессовых, неопределенных, неструктурированных ситуациях и имеют высокую степень личного взаимодействия — все это соответствует положению генерального директора и переговорам на высоком уровне».

В исследовании конкретно измеряется, как руководители высшего уровня по макиавеллистской шкале (высокие показатели Мак-шкалы) ведут переговоры о снижении производственных затрат, премий за приобретение и долгового финансирования. Чтобы определить эти значения, Эйм вместе с соавторами Тессой Ресендес, Аароном Хиллом и Олегом Петренко собрали общедоступные видеозаписи 198 руководителей компаний из списка S&P 500 с 2000 по 2011 годы.

Шкала макиавеллизма

Ресендес отметил: «Среди исследователей управления бизнесом бытует мнение, что затраты определяют рынки, и руководители не могут внести значительный вклад в их сокращение только благодаря своей личности. Но там, где руководители не ведут прямых переговоров о сделках, они создают культуру и приоритеты внутри компании, которые менеджеры используют в качестве директив».

Чтобы установить влияние генерального директора на затраты, авторы сначала провели многоуровневое моделирование корпоративных и финансовых сведений из четырех разных наборов данных, обнаружив влияние генерального директора на 32,3 % на производственные затраты и 22,3 % — на финансовые. Однако в случае с поглощениями влияние генерального директора очевидно: его присутствие ощущается на каждом этапе, от выбора целей приобретения до переговоров об окончательной сделке. Установив связь между затратами и генеральными директорами, исследователи сравнили, как топ-менеджеры всех макиавеллистских моделей добились успеха за 1354 фирменных года и 186 приобретений.

Присущее недоверие позволяет побеждать

Хилл говорит: «Не удивительно, что руководители, склонные к макиавеллистскому подходу к торгам, платят меньше. Макиавеллизм может подтолкнуть руководителей к сбору большего количества информации для переговоров, потому что присущее им недоверие, использование социальных взаимодействий и коалиций, а также манипулирование другими позволяют побеждать».

Петренко добавляет: «Даже во взаимодействиях, в которых они не принимают непосредственного участия, они задают тон и привносят в организацию множество своих качеств».

Авторы отмечают, что, хотя генеральные директора, являющиеся манипуляторами и циниками, по-видимому, снижают затраты компании, это может не перевешивать риски, связанные с личностными качествами. Тем не менее, исследование помогает объяснить повсеместное распространение макиавеллизма в высших эшелонах управления бизнесом, учитывая многолетнюю направленность на снижение затрат. Добавление переговорных структур и ресурсов для поиска возможностей может дать отчасти тот же эффект, но у макиавеллизма могут быть и неизведанные преимущества для руководителей.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание