Рубрики

Принуждение к продуктивности: когда стремление к занятости становится проблемой?

Мы стремимся к продуктивности в своих делах, чтобы не потратить усилия зря, чтобы другие считали нас успешными. Но почему? И откуда в нас это желание добиваться, быть лучше, быть на высоте? Оказывается, эти правила общество диктует нам с раннего детства. Мы жаждем быть нужными, делать то, что приносит пользу другим. И такое стремление к занятости нередко становится настоящей проблемой.

Проблема идентичности — чего от нас ждут другие

Нам всегда хочется казаться и быть теми, кто чего-то добивается, идет до конца. Поэтому мы постоянно стремимся оставить после себя след, какие-то записи о нашей жизни, какое-то послание будущим поколениям. Есть две версии индивидуализма: инструментальная и экспрессивная. В первом случае человеку нужно рано вставать и ложиться, чтобы стать здоровым, богатым и мудрым, усердно работать.

Второе направление индивидуализма включает повышенную чувствительность к ритмам природы. Следуя этой модели, люди должны наслаждаться моментами жизни, принимая горе и счастье как должное. Жизнь в таком случае — это творческий процесс, и единственные «продукты», которые можно получить, — это опыт, отношения и воспоминания.

«Стрекоза и муравей» — на чьей вы стороне?

В известной всем басне принято презирать стрекозу за ее беспечность и веселье. А вот муравей — молодец, истинный представитель правильно построенного общества. Ведь будущее может быть трудным, особенно без надлежащей подготовки. Пение и танцы, а также все другие формы самоудовлетворения, исходя из установок нашего общества, сопряжены с риском.

Нас со школы учат тому, что быть стрекозой плохо, и мы боимся ею стать. Мы специально сосредоточиваем свое внимание на муравьях и следуем их примеру. Но есть ли опасность в том, чтобы быть настолько дисциплинированным и ориентированным на будущее? Да, она есть, и немалая. Мы можем так переусердствовать с обязательствами, что они полностью подавят другие наши чувства и увлечения.

Каждое дело должно быть полезным. Так ли это?

Вы тоже чувствуете необходимость постоянно быть занятыми? Есть старая поговорка, что искусство жить подразумевает способность провести прекрасный день совершенно бесполезным образом. И большинство из нас в глубине души понимают, что это верно. Но все же просто сидеть без дела в течение любого заметного времени кажется застоем, почти смертью. На работе нам нужны только материальные продукты деятельности, а потом дома тоже ждет выполнение ряда задач. И так год за годом.

Для тех, кто склонен к продуктивности, каждое задание должно быть завершено (а не начато и оставлено незавершенным). В идеале результаты должны быть видны (полы и газоны должны выглядеть лучше, чем раньше). Обратите внимание, что некоторые из наших электронных приспособлений — вспомните счетчики шагов и другие мониторы здоровья — тоже поощряют и документируют эту целеустремленность.

Будущее важнее настоящего?

Возможно, вы получили немного денег, которые вы считаете избыточными. Вы бы потратили их на дорогое мероприятие или отпуск или сэкономили и положили на сберегательный счет? Мировые «муравьи» будут хранить деньги, потому, что они боятся, что они понадобятся позже. Они просто не могут поступить иначе.

В этом свете продуктивный человек размышляет о благополучии своих детей и внуков. Он беспокоится о будущем, его разум останавливается на неопределенности жизни, предположительно управляемой «планированием». Но является ли продуктивность центральным элементом вашей идентичности и отношений? Очевидно, это не так.

Слишком много работать вредно

Менее замечательна приверженность, которая игнорирует другие обязанности. Возможно, тот, кто проводит слишком много времени на работе или сосредоточивается на своих детях, забывая о себе, вредит себе в конечном итоге. Опасна также мысль о том, что другие должны плясать под вашу дудку, по вашему принуждению, что они должны проводить свою жизнь так, как вы выбрали.

Наше общество по праву поддерживает стремление работать, экономить и планировать. Но эта продуктивная этика не должна блокировать не менее важные обязательства общаться, играть и изучать то, что нам недоступно. Твердая рабочая этика не освобождает нас от ответственности за то, ради чего мы работаем. Некоторые вопросы действительно важны, а некоторые из них являются искусственной необходимостью.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание