Рубрики

Рабочий день начинается с речи начальства: особенности трудовых будней в Японии, которые русскому не понять

Япония — вроде передовая развитая страна с новыми технологиями, словно мир из будущего. Но в профессиональной сфере местные жители весьма специфичны. Они настолько консервативны и непредсказуемы для европейцев, что некоторые их поступки и устои вызывают легкий шок.

График работы

В Японии не принято работать по графику. Тут нужно приходить раньше назначенного времени в офис и после работы задерживаться на час-два, чтобы показать свою приверженность компании. Поэтому вместо положенных 8, к примеру, часов, вы находитесь на работе 10, а то и все 12.

Один европеец, который работал в японской фирме, рассказал, что у них в офисе были часы с кукушкой. Они звонили ровно в 9 утра и в 6 вечера. И не дай Бог кому-то опоздать или уйти раньше шефа с работы.

Перерыв на обед длится час, но по умолчанию принято возвращаться в офис после трапезы на полчаса раньше, чтобы создать видимость работы.

Поведение и общение с коллегами

Обращаться к коллегам можно только по фамилии и с приставкой «сан», чтобы выразить уважение. По приходу в офис нужно с каждым поздороваться лично, независимо от того, общаетесь вы или нет. То же самое следует сделать, когда вы уходите домой.

О каждом своем действии сотрудник обязан поставить в известность своего менеджера, тот — своего, и так по цепочке до самого высокого руководства. Тотальный контроль — это особенность взаимодействия в японских фирмах.

Инициатива наказуема

Японские работодатели пресекают любое проявление индивидуальности, считая это нарушением гармонии в коллективе. Самостоятельность и инициативность здесь порицается, а не приветствуется. Если коллеги спросили ваше мнение, то знайте, что вам просто хотят озвучить уже принятое коллективное решение.

Самое главное — это делать вид, что вы работаете, не «отсвечивать» руководству и коллегам. Один европеец, который был сотрудником японской фирмы, привел в пример коллегу-продажника, который за год не совершил ни одной сделки, однако в итоге получил бонусы и прибавку к зарплате только потому, что никто его не видел и не слышал. Так что имитация бурной деятельности — это и есть ключ к повышению. А ваши реальные достижения никого не интересуют.

Увольнение

В Японии не принято увольнять. Если от вас захотят избавиться, то начнут беседы на тему: а достойна ли компания такого перспективного сотрудника, как вы. Если вы плохо понимаете намеки, то вас загрузят таким количеством бесполезной работы, что вы сами примете решение об увольнении.

Другие особенности

Как видите, в Японии немало странностей в деловой сфере. Вот еще некоторые любопытные пункты:

  • на работу следует приходить только в строгом деловом костюме черного или темно-синего цвета;
  • если в туалете кто-то долго не выходит из кабинки, значит, он спит;
  • японцы обожают слать электронные письма с пометкой «срочно», хотя на самом деле срочности никакой нет;
  • в деловых письмах будет сто строк текста-клише в начале, столько же в конце и только в середине одна строчка по существу;
  • некоторые работодатели запрещают сотрудникам добираться до офиса личным транспортом (на авто, велосипеде, самокате и т. д.): разрешен исключительно общественный транспорт;
  • любые, даже самые незначительные новшества внедряются от нескольких месяцев до нескольких лет;
  • после обеда все в туалете чистят зубы (девушки еще и красятся).

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание