Япония — вроде передовая развитая страна с новыми технологиями, словно мир из будущего. Но в профессиональной сфере местные жители весьма специфичны. Они настолько консервативны и непредсказуемы для европейцев, что некоторые их поступки и устои вызывают легкий шок.
![](http://businessman.ru/static/img/n/2/4/5/5/0/4/4/i/2455044.jpg)
График работы
В Японии не принято работать по графику. Тут нужно приходить раньше назначенного времени в офис и после работы задерживаться на час-два, чтобы показать свою приверженность компании. Поэтому вместо положенных 8, к примеру, часов, вы находитесь на работе 10, а то и все 12.
![](http://businessman.ru/static/img/n/2/4/5/5/0/5/0/i/2455050.jpg)
Один европеец, который работал в японской фирме, рассказал, что у них в офисе были часы с кукушкой. Они звонили ровно в 9 утра и в 6 вечера. И не дай Бог кому-то опоздать или уйти раньше шефа с работы.
![](http://businessman.ru/static/img/n/2/4/5/5/0/4/7/i/2455047.jpg)
Перерыв на обед длится час, но по умолчанию принято возвращаться в офис после трапезы на полчаса раньше, чтобы создать видимость работы.
Поведение и общение с коллегами
Обращаться к коллегам можно только по фамилии и с приставкой «сан», чтобы выразить уважение. По приходу в офис нужно с каждым поздороваться лично, независимо от того, общаетесь вы или нет. То же самое следует сделать, когда вы уходите домой.
![](http://businessman.ru/static/img/n/2/4/5/5/0/4/5/i/2455045.jpg)
О каждом своем действии сотрудник обязан поставить в известность своего менеджера, тот — своего, и так по цепочке до самого высокого руководства. Тотальный контроль — это особенность взаимодействия в японских фирмах.
Инициатива наказуема
Японские работодатели пресекают любое проявление индивидуальности, считая это нарушением гармонии в коллективе. Самостоятельность и инициативность здесь порицается, а не приветствуется. Если коллеги спросили ваше мнение, то знайте, что вам просто хотят озвучить уже принятое коллективное решение.
![](http://businessman.ru/static/img/n/2/4/5/5/0/4/9/i/2455049.jpg)
Самое главное — это делать вид, что вы работаете, не «отсвечивать» руководству и коллегам. Один европеец, который был сотрудником японской фирмы, привел в пример коллегу-продажника, который за год не совершил ни одной сделки, однако в итоге получил бонусы и прибавку к зарплате только потому, что никто его не видел и не слышал. Так что имитация бурной деятельности — это и есть ключ к повышению. А ваши реальные достижения никого не интересуют.
![](http://businessman.ru/static/img/n/2/4/5/5/0/4/6/i/2455046.jpg)
Увольнение
В Японии не принято увольнять. Если от вас захотят избавиться, то начнут беседы на тему: а достойна ли компания такого перспективного сотрудника, как вы. Если вы плохо понимаете намеки, то вас загрузят таким количеством бесполезной работы, что вы сами примете решение об увольнении.
![](http://businessman.ru/static/img/n/2/4/5/5/0/4/3/i/2455043.jpg)
Другие особенности
Как видите, в Японии немало странностей в деловой сфере. Вот еще некоторые любопытные пункты:
- на работу следует приходить только в строгом деловом костюме черного или темно-синего цвета;
- если в туалете кто-то долго не выходит из кабинки, значит, он спит;
- японцы обожают слать электронные письма с пометкой «срочно», хотя на самом деле срочности никакой нет;
- в деловых письмах будет сто строк текста-клише в начале, столько же в конце и только в середине одна строчка по существу;
- некоторые работодатели запрещают сотрудникам добираться до офиса личным транспортом (на авто, велосипеде, самокате и т. д.): разрешен исключительно общественный транспорт;
- любые, даже самые незначительные новшества внедряются от нескольких месяцев до нескольких лет;
- после обеда все в туалете чистят зубы (девушки еще и красятся).
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание