Рубрики

"Резкое сокращение трафика, пробок и загрязнения": эксперты призывают людей работать дома, чтобы спасти экологию

Пандемия коронавируса радикально изменила жизнь многих людей, а глобальное потребление энергии резко снизилось. У ученых появилась возможность изучить влияние смены жизненного уклада на экологию, в частности, на скорость изменения климата. Уже сейчас очевидно, что с точки зрения окружающей среды влияние коронавирусной пандемии было неоднозначным. В числе положительных изменений – снижение глобального потребления топлива и энергии, уменьшение турпотока и промышленного производства. На фоне пандемии резко выросла доля возобновляемой энергетики, а многие угольные электростанции были закрыты навсегда из-за нерентабельности.

Отрицательные и неоднозначные последствия

С другой стороны, увеличилось и количество бытовых отходов, особенно масок, которые загрязняют сушу и океан. Боясь заразиться в общественном транспорте, люди предпочитают личный автомобиль, а вместо многоразовых пакетов и вещей используют одноразовые. С точки зрения экологии это шаг назад. По итогам года общее снижение парниковых выбросов будет относительно небольшим, а значит, влияние пандемии на климат будет минимальным. Как сказали в одной из телепередач на канале «Евроньюс», пандемия коронавируса может замедлить процесс разработки новых технологий и внедрения новых производств, что также негативно скажется на выполнении целей Парижского соглашения.

Самым неоднозначным из всех факторов является переход на удаленную работу. По этому поводу продолжаются активные дискуссии. В период пандемии многие оказались на удаленке. Возможно, в некоторых организациях такую практику посчитают целесообразной, учитывая возможные экономические выгоды для работодателя. Однако с точки зрения экологии все довольно сложно и запутанно.

Как удаленная работа может изменить уровень выбросов

Резкий рост распространенности работы на дому в период пандемии дал ученым благодатное поле для исследований. За это время было проведено несколько наблюдений влияния удаленной работы на изменение климата. Как считают авторы этих работ, такая форма занятости резко сократит число поездок в офис и обратно, что приведет к уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу. Однако у них есть и оппоненты, которые обращают внимание на косвенные последствия, которые будут способствовать росту выбросов. В их числе рост потребление энергии у себя дома и увеличение дальности поездок вследствие переезда в пригороды на постоянное место жительства.

Выводы сторонников удаленной работы

Согласно данным Берлинского института прогнозирования (IZT), в случае перехода на удаленную работу четверти немецких работников на 1–2 дня в неделю выбросы углекислого газа в стране сократятся на 1,6–3,2 млн тонн в год. Если же на удаленку переведут 40 % работников офисов, то снижение выбросов составит уже 2,8–5,4 млн тонн в год. Последняя цифра соответствует 4 % от совокупных выбросов всего пассажирского транспорта в стране.

Во время карантина на удаленную работу были переведены 37 % немецких работников. В других странах Европы цифры составляли от 18,4 % в Румынии до почти 54 % в Нидерландах.

В период наиболее жестких ограничений отмечалось резкое улучшение качества воздуха во многих городах мира. Наибольшее снижение загрязнения взвешенными частицами было отмечено в Индии (в Нью-Дели на 60 %). В других регионах цифры были меньше, но вполне сопоставимы. И хотя данный эффект был временным, он показывает, какого результата можно достичь при переходе на удаленный режим работы.

Неоднозначные моменты

На удаленную работу при желании можно перевести до 56 процентов американцев. Однако будет ли полученный эффект таким же, как во время пандемии, сейчас не знает никто. Так, специалисты указывают на наличие неопределенности в отношении истинных последствий такого перехода.

Известно, что во время пандемии жители городов старались вообще меньше ездить, а многие предприятия не работали. Переход на удаленную работу вне пандемии может привести к тому, что людям станет более резонно поселиться в пригородах, а это может привести к росту выбросов при строительстве домов и уменьшению использования общественного транспорта, который производит гораздо меньше совокупных выбросов, чем личный автотранспорт. Возрастет длина пути от дома до городских учреждений, заведений и магазинов. Число не связанных с работой поездок также может измениться. Размер квартир, по-видимому, увеличится, а с ним и личное потребление энергии. Сама по себе работа на дому также повысит частное энергопотребление, которое может перекрыть снижение от потребления в офисе.

Даже такие вроде бы банальные вещи, как использование бензиновых газонокосилок на приусадебных участках частных домовладений, должны быть учтены при подсчете совокупного эффекта от массового перехода на удаленную работу.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание