Рынок труда уже несколько лет переживает серьезные процессы трансформации, которые дают массу возможностей для раскрытия профессионального потенциала. Но есть два фактора, важные для понимания сути этих процессов с точки зрения пользы для конкретного работника. Во-первых, эти изменения носят во многом скрытый характер. Во-вторых, и это следствие, извлечь из них пользу может тот, кто поймет их природу и органично реализует предоставленные временем возможности.
Занимая небольшую должность в крупной компании, я стал анализировать механизмы карьерного продвижения своих коллег, что в итоге поставило меня перед задачей разработки собственного стратегического плана по улучшению своих позиций в корпоративной среде. В результате успешная реализация намеченных целей позволила мне занять статусную должность менеджера по продажам, но на этом я не хочу останавливаться.
Теперь же я поделюсь принципиальными тактическими наработками и советами, которые были сформулированы в процессе реализации плана карьерного роста.
1. Определение целей и мотивационного ресурса
Кажется простым и очевидным, что у работника должна быть карьерная цель и нечто, что будет оправдывать его усилия в достижении успехов в этом направлении. Но именно четкое понимание цели и подкрепляющей ее мотивации является одним из символов нового времени в деловой сфере, поскольку раньше этим компонентам не уделялось достаточно внимания.
Цель не может сводиться к конкретной должности, пусть и самой высокой. Важно понимать некие высшие ценности, которые будет приносить труд. Рабочий процесс и его конечный продукт должны стать основой для построения плана карьерного движения. Отсюда же вытекают и мотивационные аспекты. Сотрудник, который не понимает смысла своей деятельности и не чувствует удовлетворения, будет всегда находиться в контексте желания сменить рабочее место. Мотивом не может быть только зарплата. Профессиональные успехи, предложение рынку качественного продукта и благодарность клиентов – вот тот минимальный набор вдохновляющих факторов, на которые следует ориентироваться в построении карьеры.
2. Обучение и развитие навыков
Трендом нового времени стали бизнес-тренинги, некоторые из которых обещают в кратчайшие сроки любому человеку достижение вершин в профессиональной сфере. Большинство из них не выдерживают никакой критики, поскольку в них опускаются такие понятия, как труд, долгосрочная перспектива и работа над собой.
В своем плане карьерного роста я не рассчитывал на удачу и какие-либо хитрости корпоративного продвижения. Базой для меня стал фундамент крепких знаний в менеджменте. Если формальное образование с дипломом сегодня уже и работодателей интересует все меньше, то наличие конкретных знаний с практической ценностью вполне может их привлечь.
В чем главное отличие в обучении сегодня? Это обширность знаний, подкрепленных навыками в самых разных областях. Мне пришлось кроме теоретической базы также осваивать новые технологии, развивать коммуникационные навыки, вникать в процессы маркетинговых исследований, изучать психологию построения деловых отношений и т.д.
3. Развитие на рабочем месте
Многие компании сегодня внедряют программы обучения персонала, понимая ценность профессионального и личного развития своих сотрудников. Эту практику необходимо использовать и в своих интересах, тем более что они в данном случае полностью сходятся с корпоративными.
Развитие в рамках рабочей среды имеет важную положительную особенность. Оно ориентирует человека на конкретные условия труда с учетом местной корпоративной культуры, ценностей и традиций. Практика наставничества, мастер-классы, семинары и лекции от более опытных сотрудников и экспертов – все это поможет не только пополнить багаж знаний и овладеть новыми навыками, но и быстрее адаптироваться к рабочей обстановке в компании.
4. Нетворкинг и деловые связи
Индивидуализм и строгий расчет только на собственные силы – опасная тактика самоограничения в карьерном росте. Менеджер не может себе этого позволить, поскольку суть его работы заключается в построении прочных и доверительных отношений с партнерами и коллегами. Нетворкинг рассматривается как общая стратегия, которая должна работать все время до и после трудоустройства. Полезные деловые связи необходимо расширять как внутри, так и за пределами компании. Новые технологии и средства коммуникации в этом как раз помогут.
5. Составление резюме
Собеседование – это в какой-то мере формальный этап для претендента на рабочее место, но результаты его могут быть судьбоносными. И задача претендента заключается в максимальном повышении своих шансов на успешное трудоустройство, в чем существенную роль сыграет резюме.
Передо мной стояла важная задача получения должности менеджера в отделении компании. Я должен был принести резюме рекрутеру и пройти небольшое собеседование. Проблема заключалась в том, что опыта работы в качестве управляющего у меня не было. Зато было понимание задач, которые передо мной стояли. Поэтому в резюме я представил полный перечень своих прежних достижений и обретенных навыков, отчасти связанных с функциями менеджера.
В совокупности раскрытие сути моих профессиональных амбиций и демонстрация соответствия способностей требованиям вакантной должности позволило мне успешно пройти собеседование. Иными словами, отталкиваться нужно не от поверхностных фактов трудовой биографии с общими характеристиками, а искать прямые и наглядные связки между своими качествами работника и теми запросами, которые выдвигает работодатель.
6. Тактика на собеседовании
Живое общение с рекрутером как представителем компании – это крайне ответственное мероприятие, поскольку роль ошибки в сказанном значительно возрастает. Если говорить о принципах поведения на интервью, то главным из них будет искренность. Не стоит даже пытаться вводить собеседника в заблуждение. Пространные рассуждения с целью ухода от неприятного вопроса тоже могут понизить шансы на успешное трудоустройство. Ответы должны быть четкими и дающими рекрутеру нужную для него информацию. Другое дело, что примерные ответы можно продумать заранее – визуализировать их представление в наиболее удобном, но информативном и логичном виде. Такая тактика в любом случае позволит создать образ кандидата, с которым можно налаживать конструктивное взаимодействие уже в рабочем процессе.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание