Рубрики

Синдром самозванца. Цените личные качества сотрудников: 5 стратегий избавления от неуверенности в работе

Когда руководитель не может раскрыть свой потенциал, это чаще всего не связано с отсутствием у него компетентности. Не является причиной этого и имеющийся опыт либо качество обучения. Возникает резонный вопрос: так почему же это происходит? Психологи считают, что всему виной синдром самозванца. Почему высококвалифицированные сотрудники скрывают свои таланты от коллег? Постараемся ответить на этот и другие вопросы в этом материале.

Что это, синдром самозванца?

Этот термин стали использовать менеджеры по персоналу и психологи совсем недавно, хотя ученые Сюзанна Имес и Полина Кланс описали его в конце 70-х годов прошлого века, характеризуя молодых девушек, выпускниц колледжей. Несмотря на то что они были действительно успешны, молодые сотрудницы признавались, что они чувствовали себя некомфортно. Им казалось, что они обманывали людей, «притворяясь» умными и квалифицированными.

Более 70 % процентов опрошенных молодых специалистов сообщили, что они испытывали подобное ощущение в начале карьеры. В современном бизнесе трудно начинающему специалисту не почувствовать себя недостаточно квалифицированным. Необходимо постоянно учиться чему-то новому, осваивать новые технологии и навыки.

Благодаря оцифровке и социальным сетям сегодня значительно легче, чем когда-либо, сравнивать свой успех с успехами других. При этом в некоторых случаях может возникнуть неуверенность в своих силах. Именно по этой причине синдром самозванца ассоциируют со страхом, связанным с работой. Между тем психологи считают его признаком высокого интеллекта и амбиций. Известны признаки, по которым можно распознать этот синдром.

Предупреждающие знаки, на которые следует обратить внимание

Синдром самозванца может проявляться следующим образом:

  • непризнание собственных успехов;
  • склонность к преуменьшению достигнутого;
  • страх, что коллеги сочтут неопытным и бездарным;
  • нежелание просить о помощи;
  • сомнения при принятии решений;
  • неспособность завершить начатые проекты.

За 30 лет, прошедших после выхода первой научной работы Кланс и Именс, проводилось множество исследований по синдрому самозванца. В результате ученые пришли к выводу, что он очень распространен во всем мире. Более 60 % руководителей заявили, что этот психологический феномен отрицательно сказывается на их способности управлять командой. Синдром самозванца присущ как женщинам, так и мужчинам, причем разных возрастных групп. Если вы хотите создать команду профессионалов, то вы наверняка столкнетесь с этой проблемой.

В конечном счете естественным следствием успеха является неуверенность в себе. Она может возникнуть в ответ на получение и освоение нового опыта. Проблема заключается еще и в том, что люди, которые борются с синдромом самозванца, негативно воспринимают собственные способности и достижения. Это отрицательно влияет на производительность труда.

Пять стратегий борьбы с синдромом

Как лидер, вы первый, кто может положить конец молчанию о синдроме самозванца. Открыто говорите о том, что неуверенность в себе приходит автоматически с успехом. Это помогает сотрудникам признать, что инновации и риски всегда сопровождают страхи.

1. Никто не знает ответов на все вопросы

Признайтесь, что у вас нет ответов на все вопросы. Это поможет быстрее выявлять и решать многие вопросы, более творчески сотрудничать в команде. Хорошие руководители используют синдром самозванца в качестве конкурентного преимущества.

2. Цените своих сотрудников

Это прекрасно, что у вас высокие требования и вы любите углубляться в детали. Но никто не выиграет от того, что члены команды будут работать на износ. Хорошие руководители понимают, что от психического и физического здоровья сотрудников зависит их производительность. Ваши сотрудники должны чувствовать, что их ценят как личность, обладающую талантами.

3. Устраивайте праздники

Воздержитесь от принципа «только работа, а не удовольствие», поощряя управление стрессом. Организуйте перерывы, не превращайте работу в непрерывный марафон, чтобы сотрудники имели возможность расслабиться. Организовывайте праздники. Делегируйте часть задач коллегам, не превращайтесь в сурового тирана-одиночку.

4. Отмечайте успехи сотрудников

Вместо того чтобы хвалить интеллект или талант сотрудника, отмечайте способы, которые они использовали для достижения цели. Вашим коллегам необходима уверенность в себе. Это позволит им гордиться своими успехами.

5. Правильно организуйте дискуссии

Предоставьте пространство для открытых дискуссий, в которых каждый сотрудник будет иметь возможность высказываться и при этом не быть осужден за предполагаемую некомпетентность.

Начать необходимо с того, что вы установите правила общения:

  • предоставляйте равное время для выступления сотрудникам;
  • не прерывайте выступления;
  • обсуждайте не только ошибки, но и достижения и возможности дальнейшего развития.

Наставники, спонсоры и тренинги помогут уменьшить негативные эмоции. Приложив немного усилий, вы убережете своих сотрудников от того, что синдром самозванца навредит их самосознанию.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание