Рубрики

Следить за поведением коллег, или Как эффективно управлять конфликтом на работе

Несмотря на то что конфликт может быть здоровой частью личных и профессиональных взаимоотношений между людьми, многие предпочитают его избегать любой ценой, особенно на работе. Причем подобное поведение зачастую приводит к тому, что более напористые коллеги, подмечая эту черту, начинают беззастенчиво пользоваться ею.

Люди же, которые стараются любой ценой избежать конфликта, нередко делают это только потому, что не понимают, как следует вести себя в сложных ситуациях. А ведь конфликты, которыми люди управляют, являются катализатором для появления более эффективных решений, инноваций и профессионального роста. Здоровый конфликт может привести к более творческим решениям и лучшим результатам в работе, а также избавить от нежелательных дополнительных нагрузок и вызвать уважение коллег.

Как же управлять конфликтной ситуацией? Разобраться в этом непростом вопросе помогут следующие советы.

Совет первый: не избегайте конфликтных ситуаций

Держать в себе негативные эмоции и копить внутри раздражение до того момента, пока не произойдет «настоящий взрыв» - это большая ошибка. Чем дольше вызревает конфликтная ситуация, тем труднее ею управлять. Зачастую при долго вызревающем конфликте в момент эмоционального взрыва человек попросту уже и сам не помнит, в чем заключается проблема.

Вместо выжидания следует без промедления решать все сложности, но при этом выражать свою позицию конструктивно, аргументированно и спокойно. В случае агрессивных нападок на другого человека инициатор конфликта передает оппоненту свой гнев и вынуждает его защищаться, тоже прибегая к агрессии.

Однако это вовсе не означает, что не следует быть напористым. Напористые люди гораздо чаще бывают услышаны коллегами, чем те, кто проявляет предельную деликатность. Соответственно, напористость проявлять нужно, а вот агрессию и воинственность – нет.

Совет второй: сразу переходить к сути проблемы

Нет ничего хуже в конфликтной ситуации, возникшей в рабочей обстановке, чем люди, которые используют в диалоге «массу вводных», начинают высказывать претензии издалека, приводя какие-либо примеры или пользуясь сравнениями.

При такой манере строить разговор оппонент зачастую просто не понимает, о чем ему говорят и по какой причине ему приходится тратить свое время на эту беседу, напрягаться и пытаться уловить смысл в словах собеседника. Это неминуемо приводит к раздражению и эмоциональному взрыву.

Поэтому, высказывая претензии, не следует избегать ясности и конкретики, пользоваться расплывчатыми формулировками. Начинать разговор нужно с обозначения проблемы.

Совет третий: следить за поведением коллег

Каждый человек расценивает других через призму особенностей своего личного восприятия. И это зачастую приводит к тому, что люди начинают «додумывать» то, что им говорят оппоненты, вместо того, чтобы просто слушать собеседников.

Разумеется, подобной манеры ведения диалога нужно избегать, в особенности в конфликтной ситуации. Конфликт, в котором люди слышат только себя и совершенно не воспринимают того, что говорят оппоненты, никогда не сможет быть разрешен.

Что же делать? Необходимо следить за поведением коллег при конфликтной ситуации, за их позами, жестикуляцией, используемыми интонациями. Это поможет избежать зацикленности на собственном восприятии слов оппонентов и позволит быть более адекватным и непредвзятым.

Совет четвертый: использовать местоимение «я» вместо «вы»

Претензии, в высказывании которых фигурируют местоимения «вы» или «ты», изначально вынуждают оппонентов чувствовать себя виноватыми и занимать оборонительную позицию. А, как известно, лучшая защита – это молниеносное нападение. Таким образом, даже самый конструктивный диалог может перерасти в совершенно неуправляемую и безобразную ссору.

Вместо местоимения «вы» и «ты» необходимо использовать слова «я» и «мы». Таким образом, человек, инициирующий конфликт, обозначит собственную позицию, но не принудит оппонентов к защите, а спровоцирует их на конструктивный разговор, в ходе которого проблема будет разрешена.

Совет пятый: сосредоточиться на проблеме, а не на человеке

Большинство людей попросту не способны разделять проблемы и личностные качества людей, из-за которых они возникают. И, разумеется, эта привычка не способствует конструктивному разговору.

Переходя на личности с обсуждения сути проблемы, инициатор конфликта тут же превращает обычный разговор в самый настоящий бой не на жизнь, а на смерть. Поэтому нужно контролировать себя и высказывать только продуманные и правильно сформулированные фразы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание