Рубрики

Трудно найти доказательства того, что одежда связана с производительностью: есть ли смысл соблюдать дресс-код на работе

Каждое лето, когда наступает невыносимая жара, наверное, в каждом офисе начинаются разговоры о том, что уместно носить на работе. Прилично ли будет выглядеть топ на тонких бретельках там, где требуется соблюдать строгий дресс-код? Можно ли в сильную жару прийти на работу в банк в шортах? Несмотря на то что после пандемии дресс-код на рабочем месте (кажется) смягчился, очевидно, что такие наряды будут неуместны. Однако, если соблюдать банальные правила приличия, какая разница, оголяем ли мы плечи или ноги на работе?

Встречают по одежке

Если углубиться в поиски, вы вряд ли найдете научные доказательства того, что одежда сотрудника как-то влияет на его производительность. Однако сама по себе тема дресс-кода связана с управлением впечатлением.

Управление впечатлением — это то, что делает каждый из нас, чтобы попытаться представить себя с лучшей стороны. Это основная часть социальной желанности — нормальное человеческое желание личности добиться благосклонности окружающих. На рабочем месте мы делаем это сознательно или бессознательно, потому что это помогает нам получить одобрение начальства, коллег или клиентов, продемонстрировать, что значит выглядеть хорошо. И если мы знаем, что хорошо выглядит кто-то в костюме, мы будем подражать этому.

По сути, об управлении впечатлением можно думать как о том, что мы делаем для своей пользы — предубеждения, которые сложились у других в нашу пользу. И это дает понимание, почему людям сложно нарушить нормы дресс-кода. Такие нормы жестко связаны с тем, как мы все понимаем мир, со взаимодействием между нами и другими людьми в обществе.

Связь между управлением впечатлением и производительностью

Но обоснованны ли нормы? Мы придерживаемся их по уважительной причине? Было проведено несколько исследований по управлению впечатлением, и опять же мало доказательств связи между управлением впечатлением и высокой производительностью.

Кажется, что социальная желательность и управление впечатлением настолько проникли в наши сознательные и подсознательные когнитивные процессы, что их трудно поколебать, несмотря на то что они не связаны с производительностью труда.

Однако могут быть причины, по которым мы связываем их с производительностью. Социальная желательность, как правило, выше у людей с определенными личностными чертами, а именно: эмоциональной стабильностью (противоположность невротизму), добросовестностью и экстраверсией. В свою очередь, исследования показали, что такие личностные черты, как эмоциональная стабильность и добросовестность, оказались самыми важными предикторами производительности; то есть сотрудники, которые демонстрируют эти черты, с большей вероятностью будут сильными исполнителями.

Может случиться так, что на рабочем месте люди, которые представляют себя более социально желательными, также обладают личностными чертами, которые больше всего связаны с производительностью, и мы склонны путать их.

Конечно, тот факт, что черты связаны с производительностью, не значит, что они по своей природе лучше. Частью работы по обеспечению разнообразия, справедливости и вовлеченности, проводимой во многих организациях, является признание того, что система производительности (которая, вероятно, представляет собой смесь отношений и измерений) вознаграждает определенные типы качеств по сравнению с другими. И если мы сможем изменить систему таким образом, чтобы она распознавала более широкий спектр качеств как положительные (например, интроверсия и экстраверсия), мы в конечном счете придем к тому, что у более широкого круга людей будет более высокая производительность.

Быть или не быть топам и шортам

Что касается вопроса о том, следует ли вам носить на работе топы на лямках или шорты, трудно дать однозначный ответ. Тем не менее невозможно игнорировать тот факт, что в некоторых организациях, к сожалению, производительность является не только реальностью, но и восприятием. И если вы собираетесь нарушать социальную норму (и мешать восприятию), вам нужно быть готовым продемонстрировать реальность своего выступления.

Если, однако, вы можете это осуществить, это единственный способ изменить некоторые из заложенных в нас всех механизмов и добиться социальных изменений на рабочих местах.

Выводы

Нарушая мироустройство, нужно быть готовым к критике и непониманию со стороны начальства и коллег, и, возможно, даже клиентов. Какова была бы ваша реакция, если бы в банке к вам подошел сотрудник в шортах? С другой стороны, офисные работники - тоже люди, которым жарко так же, как и остальным. Так быть или не быть шортам и топам на работе?

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание