Теория Z основана на японском стиле руководства, в котором решающими аспектами являются гуманизм и доверие рабочих к начальству. По словам профессора Уильяма Оучи, хорошие отношения являются ключом к продуктивности. Он придумал Z-теорию лидерства в 1980-х годах, что совпало с экономическим бумом многих азиатских компаний. Оучи хотел подчеркнуть необходимость создания новой корпоративной культуры, в которой сотрудник чувствует себя реализованным в организации.
Идея профессора вращалась вокруг хороших отношений между рабочими и высшими классами. В основном это означало создание другого типа философии, в которой менеджеры были участниками динамичной работы. Работа над достижением тех же целей и разработка адекватных механизмов обучения и продвижения по службе были одними из его определяющих элементов.
Сегодня такие компании, как IBM, Procter & Gamble и Hewlett-Packard, являются Z-организациями. Политика, которая их определяет, сильно отличается от остальной части делового рынка. Это рабочая среда, в которой сотрудники чувствуют себя интегрированными и мотивированными. Кроме того, существуют действительно положительные связи между всей командой людей, которые составляют эти организации.
Теория Z способствует командной работе, доверию и коллективному принятию решений. Это повышает производительность компании, а ее сотрудники чувствуют себя более удовлетворенными и мотивированными.
В теории Z руководитель должен знать и приспосабливаться к каждому отдельному сотруднику. Понимание того, что не все люди одинаковы, является приоритетом.
Теория Z
Первое, что привлекает внимание к теории Z, — это сама буква Z. Она была выбрана не просто так. В 1983 году профессор Уильям Оучи опубликовал сравнительное исследование американской и японской практики управления. Он хотел добиться немного большего, чем тот вклад, который уже сделал бизнесмен Дуглас Макгрегор в 1940-х годах.
Макгрегор был ключевой фигурой в управлении персоналом. Он придумал теории X и Y, чтобы определить два наиболее распространенных типа организации. В теории X предполагается, что работник настроен пессимистично и проявляет врожденное отвращение к работе. Теория Y рассматривает работника как самый важный актив компании.
Уильям Оучи основал теорию Z, чтобы подчеркнуть идею о том, что качество компании определяется ее гуманизмом в отношении к сотруднику. Хороший лидер должен поддерживать постоянную работу и философию, гарантирующую благополучие и мотивацию работника. Это требует заботы и работы над рядом конкретных аспектов. Давайте посмотрим на них.
Коллективное принятие решений
Насколько это возможно, все деятели организации должны быть вовлечены в принятие важных решений. Таким образом, классическая структура компании, в которой управляющий и директор находятся наверху и владеют властью, меняется. Механизмы связи устанавливаются таким образом, чтобы большая часть действий и изменений была согласована.
Непрерывное обучение
Компания отвечает за непрерывное обучение всех сотрудников. Цель состоит в том, чтобы развить врожденный талант каждого. Этот механизм постоянного обучения является приоритетным элементом теории Z.
Стабильная и долгосрочная занятость
У каждого сотрудника есть понимание, что его работа имеет решающее значение, и уверенность в этом. Поэтому их контракты должны быть зафиксированы. Это единственный способ развить искреннюю приверженность организации.
Ротация работы
Этот элемент чрезвычайно практичен. Фактически, Z-теория лидерства утверждает, что каждый работник должен иметь возможность пройти обучение по всем задачам компании. Следовательно, они имеют более широкое представление о том, как работает их деловая среда. Кроме того, они приобретают ценные навыки.
Ротация работы — очень распространенная переменная в этом типе философии.
Важность примирения
К 1980-м годам профессор Уильям Оучи уже подчеркнул актуальность решения проблемы примирения семьи и работы. Он утверждал, что компании обязаны облегчать меры и стратегии, чтобы каждый сотрудник мог удовлетворить свои особые потребности. Корректировка графиков, предоставление разрешений и внимание к мелочам имеют важное значение.
Межличностное доверие
Как мы упоминали ранее, важнейшим столпом теории Z является содействие сосуществованию, уважению и доверию между всеми членами рабочей среды. Гуманизм понимается как способность создавать здоровые и гармоничные отношения.
Однако Уильям Оучи настаивал на том, чтобы эти связи выходили за рамки чисто формальных. По этой причине он предложил организовать динамику вне рабочего времени, например, спортивно-досуговые мероприятия и т. д.
Знакомство с сотрудниками
Хороший руководитель должен знать, как обращаться к каждому работнику. Это не значит просто знать их имена. На самом деле он должен понимать, что собой представляет каждый сотрудник, знать об их прошлом, а также о любых конкретных потребностях, которые у них могут быть. Вступая в контакт с личной вселенной каждого сотрудника, начальники не только улучшают его положение, но также могут выявить любые недостатки в компании и усилить приверженность сотрудника ей.
Вдохновляющая теория
Уильям Оучи в своей теория Z стремился сформировать рабочую силу, которая была бы очень заинтересована в компании и лояльна к ней. Он настаивал на том, что, если будут созданы правильные деловые условия и философия, рабочие всегда будут стараться изо всех сил. Они также склонны оставаться в организации всю свою жизнь.
Как вы, наверное, понимаете, эти заповеди трудно выполнять и развивать в XXI веке. На таком изменчивом и нестабильном рынке труда сотруднику нелегко полностью посвятить себя компании разумом, телом и духом. Тем не менее, хотя на практике этот подход не всегда выполняется, теория популярна и вдохновляет.
Многие североамериканские компании следуют теории Z и занимают хорошие позиции на рынке. Это предполагает необходимость пересмотра многих политик и взглядов.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание