Рубрики

В чем заключалась работа придворного шута в Средневековье: должностные обязанности

11 марта этого года исполнится 170 лет со дня первой постановки оперы Джузеппе Верди «Риголетто» в Венеции. Итальянский композитор создал ее по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется». Произведение французского писателя после премьеры было снято с постановок. А опера Джузеппе Верди, ставшая аналогом пьесы Гюго в музыкальном варианте, до сих пор исполняется на лучших площадках мира.

Почему цензура пощадила оперу Верди

Мало кто знает, что действующие лица в пьесе Виктора Гюго имели реальных прототипов. Так, главными героями в ней являлись правитель Франции Франциск I и его придворный шут Трибуле. После показа в театре произведение Гюго сняли с постановки, так как оно оскорбляло чувства некоторых высокопоставленных личностей.

Джузеппе Верди в своей опере «Риголетто» поменял имена главных героев. Место короля в ней занял герцог с вымышленным именем Мантуанский, а шут Трибуле отныне именовался Риголетто.

Премьера оперы Верди состоялась 11 марта 1851 года в оперном театре «Фениче» города Венеции. Она была восторженно встречена публикой. На протяжении 170 лет музыкальное произведение «Риголетто» исполняется лучшими мировыми оперными певцами на различных театральных площадках.

Сюжет оперы «Риголетто»

Главными действующими лицами в опере являются развратный герцог Мантуанский и его придворный шут Риголетто. Однажды на балу разгорается скандал. Герцог Мантуанский совратил юную дочь старого вельможи. За это тот проклял и самого распутника, и его шута Риголетто, который вступился за хозяина.

В ту же ночь переодетый герцог пробирается в дом к своему скомороху и объясняется в любви его дочери Джильде. Девушка отвечает ему взаимностью. Придворные герцога, обманув шута Риголетто и завязав ему глаза, заставляют его помочь похитить собственную дочь и доставить ее в покои герцога Мантуанского. Когда скоморох понял, что его обдурили, было уже поздно. Герцог обесчестил его единственную и любимую дочь Джильду.

Тогда Риголетто решает убить своего хозяина и нанимает для этого бандита Спарафучиле. К шуту является плачущая Джильда и просит его пощадить герцога. Но Риголетто отправляет ее в далекую Верону и приказывает ей там не выходить из дома.

А любвеобильный герцог уже признается в любви новой девушке – красавице Маддалене, сестре бандита Спарафучиле. Она тоже очень хочет спасти своего возлюбленного от смерти. Поэтому Маддалена уговаривает своего брата убить и бросить в мешок того, кто первый постучится в дверь. Джильда, услышав этот разговор, ослушивается отца и ценой собственной жизни спасает герцога.

Спарафучиле вручает мешок с телом убитого ликующему шуту Риголетто. Но когда скоморох его развязывает, то видит в нем свою умирающую дочь. Он понимает, что проклятие старого вельможи свершилось над ним.

Как выглядели шуты

Королевские дворы Средневековья часто нанимали различных шутов, обладающих талантами актерства, жонглирования, музицирования. Часто скоморохами становились люди с физическими уродствами: горбуны, карлики и другие. Но это было не обязательным условием. Были среди скоморохов и абсолютно здоровые люди. Главное, они должны были обладать определенными умениями и навыками: уметь рассказывать, смешить, загадывать загадки.

Часто шутов можно было сразу определить по их одежде. В наряд скомороха входил колпак с бубенцами, три длинных хвоста которого символизировали ослиный хвост и уши. Также в качестве головного убора шут мог надеть остроконечную шляпу или капюшон монаха. В руках у скомороха была погремушка: деревянная палочка с привязанным на конце бычьим пузырем и насыпанным в него горохом.

Что входило в обязанности королевских шутов

Обязанности королевских шутов были весьма обширны. Главная их задача заключалась в том, чтобы веселить своего хозяина и поднимать ему настроение. Шуты развлекали королевский двор стихами, сказками, фокусами, загадками, пением, жонглированием и шутками. Порой потешник мог запросто ляпнуть что-то обидное своему королю - то, что казалось смешным его придворным. За это он бывал порой наказан. А в исключительных случаях шута могли и казнить. Но такое происходило редко. Смертная казнь царского скомороха считалась дурным тоном.

Но иногда шуты выполняли обязанности не только развлекательного характера. Были случаи, когда им поручалось передавать ценные сведения на поле боя. Скомороха могли отправить во вражеский лагерь с каким-либо заданием. Как правило, к шутам не относились серьезно, это усыпляло внимание противника. И потешник, благодаря своему актерскому таланту, легко справлялся с поставленной задачей.

Шуты во время отдыха между сражениями поднимали дух солдат своими шутками и оскорбительными песнями о врагах. Они издевались и смеялись над противником, подбадривая воюющих и успокаивая их. Были случаи, когда придворные «дураки» стояли напротив вражьего войска перед атакой и размахивали мечами, стараясь раздразнить противника.

При дворе же шуты также часто использовались для передачи ценных сведений определенным вельможам. Это была их работа. Умные и прозорливые скоморохи часто бывали в курсе всех дворцовых интриг.

Шуты-женщины в истории

Когда идет речь о шутах, традиционно в их роли представляют мужчин. Но были случаи в истории, когда скоморохами при царских дворах работали и женщины. Одной из самых известных в этом роде является Дурак Матюрин, которая служила королям Генриху III, Генриху IV и Людовику XIII. У женщины был экстравагантный костюм, в котором она напоминала амазонку. Известно, что Матюрин спасла своего господина, Генриха IV, от неминуемой смерти. В покои к королю ворвался убийца, которого женщина-шут сильно напугала, а затем задержала преступника, преградив ему выход из спальни.

Самые известные шуты королей

Одним из самых известных шутов в истории был Уильям Соммерс. Он служил при дворе нескольких монархов, в том числе при Генрихе VIII. Это был очень умный человек, умевший не только остро шутить, но порой и дать мудрый совет своему господину. При жизни монарх позаботился о будущем своего шута. Он завещал некоему Уильяму Сейтону ухаживать за скоморохом после своей смерти.

Еще один известный царский шут – потешник Трибуле, который служил королям Франциску I и Людовику XII. Сохранилось его описание. Согласно ему, Трибуле был глуп, как ребенок. Он был маленького роста. На его спине был горб. Лицо шута было безобразно: на нем выдавались выпученные глаза и большой нос. Трибуле танцевал, пел и насмехался над каждым человеком при дворе. Именно этот человек стал прообразом героя пьесы Виктора Гюго.

Те, кто думают, что шуты не обладали достаточным уровнем умственных способностей, сильно ошибаются. Скоморохи и потешники часто были умны, прозорливы и образованы. Им позволялось и прощалось то, за что других придворных людей, как правило, казнили.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание