Рубрики

Правоприменительный акт: виды и структура

Процедура введения правоприменительных актов является важнейшей функцией компетентных государственных органов. Выносятся правовые предписания, имеющие конкретно-индивидуальный характер. Речь идет об очень сложном юридическом процессе, который будет подробно рассмотрен в этой статье.

Применение права: что это за процесс?

В правовой науке применением права называют особую деятельность компетентных инстанций по реализации юридических норм. Осуществляется эта деятельность путем вынесения отдельных государственных предписаний.

Далеко не все властные структуры наделены возможностью правоприменения. Не применяет юридические нормы и гражданин - за исключением разве что случаев самозащиты. Так кто же занимается деятельностью правоприменительного характера? Закон указывает на правоохранительные органы. Это инстанции по внутренним делам, полиция, судебные приставы, ФСКН и ФСИН, таможни и т. д. Основными формами правоприменения являются законное насилие и принуждение. Реализуются эти формы непосредственно. Основной их целью является предотвращение правонарушения или преступления.

Ярким примером применения права является деятельность судебных инстанций. Именно эти органы выносят решения по гражданским делам, реализуя свои властные полномочия.

Правоприменительный акт

Особую роль в системе применения правовых норм играет документ правоприменительного характера. Это специальный документ, имеющий официальный правовой характер. Акт содержит в себе индивидуальное властное предписание компетентной инстанции, выносимое по итогу юридического дела.правоприменительный акт

Акты правоприменения призваны обеспечивать действие закона, то есть претворять его в жизнь. Такие документы являются важнейшими элементами юридической государственной системы. Стоит также дополнить, что правоприменительный акт определяет отсутствие или наличие юридических обязанностей или субъективных прав. Документ позволяет обнаружить меру воздействия полномочий и функций того или иного лица.

Признаки актов правоприменения

Первым признаком правоприменительного акта или правового акта является властный характер, обеспечиваемый принудительной государственной силой. Все закрепленные в документе предписания должны обладать обязательным для всех значением. Простой пример - судебное постановление. Человеку возвращается изъятое ранее имущество. За нарушение этой нормы на соответствующее лицо будет возложена ответственность.

Второй признак - это индивидуальность правоприменительного акта. В отличие от сборников законов, акты применения норм направлены на конкретных лиц и на конкретные случаи.правоприменительные акты правовые акты

Третий и, наверное, самый очевидный признак - это законность. Выносимое постановление не должно противоречить установленным правовым нормам. Здесь же стоит выделить и четвертый признак, в котором говорится о необходимости издавать акты правоприменения в установленной законом форме с точным наименованием.

Структура правоприменительного акта

Как должен быть оформлен акт применения права? Суды, органы прокуратуры, приставы и прочие правоохранительные инстанции должны издавать документы, в которых содержались бы следующие элементы:

  • Введение. Здесь указывается наименование акта и издавшего его органа, место, время, адресат и прочие общие положения.
  • Описание. Тут излагаются факты по делу, что являются предметом рассмотрения. Фиксируется, когда, кем и как были совершены те или иные действия.
  • Мотивировочные положения. Здесь предоставляются обоснования принимаемого решения, анализируются доказательства, подтверждающие отсутствие или наличие выявленных фактов.
  • Результативная часть. Тут приводится содержание решения.

Таким образом, документы применения права должны состоять из четырех конкретных частей. Акты, составленные в иных формах, не будут признаваться правоприменительными.

Разновидности актов

Специалисты в области юриспруденции разработали огромное количество классификаций, по которым можно определить разновидности актов правоприменения. При этом большинство таких актов представляют собой классические документы, в которых есть текст, четко установленная структура, юридическая терминология и правовые конструкции. Могут также выделяться типизированные формуляры актов. Они упорядочивают юридическую работу, вносят некоторую определенность и строгость. Виды и примеры правоприменительных актов целиков зависят от того, в какой именно сфере такие бумаги были составлены. Например, гражданской, уголовной, административной и т. д.виды правоприменительных актов

Стоит отметить, что нормативно-правовые и правоприменительные акты - это совершенно разные группы документов. В группу нормативных актов могут входить, например, указы. Их необходимо отличать от актов правоприменения. Основным же отличием правоприменительных документов является их направленность на конкретных индивидов. Простые же нормативные документы всегда имеют общий характер, так как адресованы группам лиц, общественным объединениям или даже всему населению.

Первая группа классификаций

Специалисты в области юриспруденции разработали немалое количество классификаций, отражающих основные виды правоприменительных актов. Первая и самая распространенная классификация повествует об актах по областям воздействия. Так, документы могут существовать во времени в виде актов однократного (штрафы) и продолжительного (зачисление в университет) воздействия. Есть также акты в пространстве. Определяются они в зависимости от того, где именно было совершено рассматриваемое должностными лицами деяние. Такие акты могут работать как в кругу лиц, так и применяться к отдельным индивидуумам.нормативный и правоприменительный акт

Вторая классификация связана с тем, какие именно субъекты формируют акты правоприменения. Это могут быть контрольно-надзорные органы, а также исполнительные или законодательные инстанции.

Третья классификация определяет виды актов в зависимости от их названия. Это могут быть президентские указы, протоколы, резолюции, представления, приказы, постановления и т. д.

Вторая группа классификаций

Акты применения права делятся также на разновидности в зависимости от отраслевой принадлежности. Здесь стоит выделить уголовное право (судебный приговор), гражданскую сферу (постановление об изъятии имущества), и другие правовые отрасли.

Следующая классификация связана с функциональными признаками нормативных и правоприменительных актов. Документы бывают регламентирующими, правообеспечительными и правонаделительными.понятие правоприменительного акта

На коллегиальные и единоначальные делятся документы по классификации, связанной со способами принятия актов. Коллегиальный документ применения права - это, например, постановление нижней палаты Парламента о формировании комиссии согласительного характера. Самый распространенный тип единоначального документа - это приказ директора о принятии на рабочее место нового сотрудника.

По способу выражения документы делятся на акты в виде символов, действий и простых документов. По характеру содержания документы бывают управомочивающими (поощрительными), обязывающими и запрещающими.

Третья группа классификаций

Само понятие правоприменительного акта предполагает регулирование общественных отношений. При этом содержание таких отношений может иметь различный характер. Так, акты могут выполнять функции юридического регулирования следующего рода:

  • охранительные - издаются в связи с совершением правонарушения;
  • регулятивные - устанавливают обязанности и права граждан.

структура правоприменительного акта

Все акты обладают особым юридическим значением. В данном случае документы делятся на вспомогательные и основные. Основными актами именуют документы, содержащие в себе веление. Как правило, это приговор - соответствующее судебное решение. Вспомогательные документы содержат предписания, которые готовят издание основных актов.

Последняя классификация связана с правовыми последствиями применения актов. Последствия бывают правопрекращающие, правообразующие или правоизменяющие. При этом подобное деление несколько условно: один акт может отражать в себе все представленные последствия.

Требования к правовому акту

Первым и основным требованием к актам правоприменительного характера является законность. При разрешении конкретной ситуации правоохранительная инстанция должна основываться на определенной правовой норме или же их совокупности. Действовать государственные органы обязаны в строжайших рамках своей компетенции. Законность включает в себя четыре требования:

  • соблюдение норм процессуального характера;
  • вынесение решение по делу в соответствии с законными санкциями;
  • соблюдение органами требований подсудности, подведомственности и т. д.;
  • применение верной юридической квалификации.

правоприменительные акты примеры

Обоснованность и целесообразность также являются требованиями. В случае с обоснованностью все просто: выявленные факты должны относиться к рассматриваемому делу. Целесообразность же предполагает выражение воли народа - прямой или опосредованной, а также точное определение необходимых с точки зрения законодателя требований.