Рубрики

Проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится в обязательном порядке и в строгом соответствии с законами Российского государства. Главной задачей является определить, насколько защищен тот или иной объект (это может быть как путепровод, так и транспортное средство) от определенных угроз. Следует отметить, что государство выдвигает довольно-таки жесткие требования к контролирующим органам. Однако последние часто пренебрегают отраслевыми инструкциями, осуществляя лишь формальные проверки транспортной инфраструктуры. Оценка уязвимости объектов с явными нарушениями приводит к возникновению трагических аварий и катастроф.

Транспортная инфраструктура города

Общая информация

Законодательно закреплен определенный порядок проведения оценки уязвимости. Транспортная инфраструктура и объекты (в том числе средства перевозки грузов и пассажиров) должны регулярно проходить эту процедуру. Правила и последовательность ее определяются органом государственной власти, на который возложены обязанности по разработке законодательных актов и нормативов в области транспортного народного хозяйства. При этом любые документы в обязательном порядке проходят процедуру согласования с отраслевыми органами федеральной власти в сфере безопасности, правового и юридического регулирования.

Согласно действующим нормам, лишь специализированная организация может на законных основаниях осуществлять проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Порядок этой процедуры должен соблюдаться. Если же услуги в данной области начнет предлагать сторонняя организация, то это, скорее всего, мошенники, желающие поживиться.

Транспортная инфраструктура за городом

Основные понятия

Рассматриваемые законодательные акты содержат понятия, не известные широкому кругу людей. Чтобы облегчить понимание требований закона в сфере оценки уязвимости транспортной инфраструктуры, крайне важно дать определения основных понятий.

Под незаконным вмешательством понимается действие (или бездействие), которое носит противоправный характер и несет угрозу безопасности комплекса. Такое вмешательство иногда становится причиной увечий и смерти людей, влечет материальный ущерб.

Группа инфраструктурных объектов – некоторая категория объектов инфраструктуры, объединяющим признаком которой является вероятность совершения в отношении них незаконных вторжений в работу, а также характер последствий от таких вторжений.

Государственные органы управления в области безопасности на транспорте и на объектах инфраструктуры – совокупность органов власти на местах, а также органов федерального подчинения, которые уполномочены от имени Правительства России осуществлять работы и услуги по обеспечению безопасности на транспорте.

В роли субъектов инфраструктуры могут выступать как физические, так и юридические лица, у которых в собственности имеются определенные объекты транспортной инфраструктуры. Данные лица совершенно не обязательно должны иметь их в собственности. Они могут брать объекты в аренду или же пользоваться ими на иных других законных основаниях.

Железная дорога

Под транспортной инфраструктурой понимают комплекс водных путей (внутренних, то есть речных), дороги для автомобилей и грузовиков (трассы), железнодорожные магистрали, вокзалы, тоннели, мосты, речные и морские порты (грузовые, пассажирские и узкоспециализированные), станции метрополитена, автобусные, трамвайные и троллейбусные остановки, линии контактных проводов, аэропорты, судоходные сооружения (каналы, плотины на реках, маяки, буи и так далее) и многие другие средства обеспечения безопасного функционирования инфраструктурных объектов.

Перевозчиком является юридическое лицо (в роли такового может также выступать индивидуальный предприниматель), которое в соответствии с заключенным договором берет на себя обязательство доставить в оговоренную точку груз либо пассажиров и передать груз получателю.

Под оценкой уязвимости транспортной инфраструктуры и объектов понимают комплекс мероприятий, позволяющих однозначно оценить степень защиты и надежности объектов инфраструктуры от возможных незаконных вторжений (как умышленных, так и случайных).

Оценка уязвимости транспортной инфраструктуры

Основные этапы проведения оценки уязвимости объектов

Транспортная инфраструктура очень сложно устроена. Осуществить хорошую и качественную экспертизу любого объекта, не имея полной и объективной информации о нем, невозможно. Именно поэтому самым первым этапом оценки является подробный сбор технический данных и параметров о каждом объекте. С этой задачей под силу справиться лишь квалифицированному инженеру, имеющему соответствующее высшее образование в данной сфере (дорожное строительство, транспортное хозяйство, организация дорожного движения и так далее).

Основной задачей мероприятий по проверке технического состояния объектов и уязвимости транспортной инфраструктуры является выявление слабых мест в системе безопасности и устранение их. Поэтому следующим этапом - он осуществляется после тщательного анализа технических и технологических возможностей системы - является анализ мер, которые необходимо осуществить с целью предотвращения незаконных вмешательств, умышленных или случайных (по неосторожности), в работу объектов. Анализ уязвимости транспортной инфраструктуры невозможно провести, минуя этот этап.

После сбора технических характеристик и параметров, анализа реализованных на объекте защитных мер, наступает третий этап – анализ способов и методов вероятного влияния на работу объектов.

Упомянутые выше правила оценки уязвимости транспортной инфраструктуры и объектов были разработаны в полном соответствии с положениями приказа Министра транспорта России за номером 87 (дата – 11 февраля 2010 года).

Следует подробней рассмотреть каждый из перечисленных этапов.

Оценка уязвимости транспортной инфраструктуры специалистом

Анализ общих характеристик и технических данных

Каким бы ни было техническое решение, при большом стремлении и желании всегда можно отыскать какую-либо уязвимость транспортной инфраструктуры.

Оценка объектов осуществляется в три этапа. Первым является анализ параметров, технических и эксплуатационных характеристик. По его результатам специалист составляет документ, в котором дается общая характеристика объекта инфраструктуры (сооружения или транспортного средства), общее описание упомянутых объектов, указываются особенности эксплуатации объектов инфраструктуры (режим работы, испытываемые нагрузки и так далее), определяются участки повышенной опасности в результате всевозможных воздействий со стороны.

Анализ мер по предотвращению вмешательств посторонних в работу инфраструктуры

Данный этап оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится также с оформлением документации, в которой отображаются следующие сведения:

  • система организации;
  • принятая на вооружение система обеспечения безопасной работы объектов;
  • подробное описание системы охраны (техники и персона);
  • анализ ситуации по обеспечению безопасности на соответствие положениям законодательных и подзаконных актов.
Ответственные за транспортную инфраструктуру

Анализ способов и методов вероятного вмешательства в работу

После проведения данного этапа составляется документ об оценке уязвимости. Транспортная инфраструктура и объекты должны быть надежно защищены. Данный документ в обязательном порядке содержит:

  • анализ мотивов и поставленных целей потенциальных нарушителей;
  • реальные возможности реализации угроз;
  • проведение критического анализа всех вероятных угроз и их сортировку по степени важности;
  • проработку модели поведения потенциального нарушителя;
  • анализ эффективности принятой на объекте системы безопасности.

Что касается последнего пункта (эффективность принятой модели обеспечения безопасной эксплуатации), то для его реализации прибегают к современным компьютерным технологиям и весьма дорогостоящему программному обеспечению. Кроме того, в штате организации необходимо иметь одного (а то и нескольких) специалиста, прошедшего специальные курсы.

Оценка транспортной инфраструктуры

Планирование мероприятий по обеспечению безопасной работы

После проведения тщательной проверки, основываясь на ее результатах, разрабатывается план повышения уровня безопасности транспортных узлов, инфраструктуры и средств. В результате такого планирования руководство того или иного транспортного хозяйства получает список конкретных действий, которые необходимо осуществить в целях повышения эффективности работы и уровня безопасности.

Разработку плана подобных мероприятий нельзя назвать творческим занятием. Каждый этап проведения таких работ жестко регламентирован и регулируется федеральным законодательством. За соблюдением процесса следит уполномоченный орган власти.

Осуществление запланированных мероприятий должно проводиться силами самого объекта инфраструктуры. Однако в отдельных случаях все работы проводятся при непосредственном участии уполномоченного органа власти. Здесь речь идет об особо важных - федерального значения - транспортных инфраструктурных объектах.

План мероприятий, по сути, представляет собой обычный текстовый документ, в котором вычерчиваются блок-схемы. В этом документе в обязательном порядке должна указываться следующая информация:

  1. Полное название (наименование) организации (физического лица), которая имеет документы на право собственности на рассматриваемый объект транспортной инфраструктуры (транспортное средство).
  2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять оценочные действия в отношении объектов инфраструктуры. В этот список помещаются фамилии и инициалы руководителей организаций и рабочего персонала (включая экипаж транспортных средств).
  3. Параметры и технические характеристики объектов, то, каким образом они функционируют и эксплуатируются.
  4. Место расположения объекта (подземные, наземные и воздушные границы), информация о разрешенных и запрещенных для людей участках и так далее.
  5. Постройки, технологические конструкции объекта инфраструктуры, проникновение на территорию которых посторонних людей повлечет возникновение непредвиденных ситуаций.

Вынесение рекомендаций по осуществлению действий, направленных на повышение безопасности эксплуатации инфраструктуры

После осуществления необходимого комплекса мероприятий оформляется акт оценки уязвимости. Объекты транспортной инфраструктуры подвергаются тщательному анализу. В данном документе указываются рекомендации по усовершенствованию системы организации работы исследуемых объектов, по технической модернизации и переоснащению инженерных систем, а также требования и предложения по улучшению охранных систем.

В данный акт в обязательном порядке должны быть включены способы достижения вероятным нарушителем уязвимых мест в системе обеспечения безопасности инфраструктуры в транспортной сфере, а также расчеты вероятности осуществления подобных деструктивных действий. Подобный документ должен составлять лишь очень опытный специалист. Если прибегнуть к услугам человека с малой квалификацией, это может обернуться чрезвычайно большими неприятностями для руководства компании.

По требованию заказчика или контролирующей организации иногда производится дополнительная оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Обеспечивается эта процедура тем же субъектом. Подобные ситуации отнюдь не редкость.

Оформление результатов оценочных работ

По окончании всех процедур составляется и направляется в вышестоящую инстанцию результат проверки. В течение тридцати дней (одного месяца) данный компетентный орган обязан вынести заключение либо об утверждении, либо об отказе в утверждении данного документа. С этой целью по установленной форме составляется заключение за подписью руководителя упомянутого органа или исполняющего обязанности руководителя.

Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры оформляются в трех экземплярах. Один документ, заверенный гербовой печатью и личной подписью руководителя, направляется руководителю объекта проверки, второй и третий остаются в компетентном органе для дальнейшего оформления и обработки полученных данных в статистических и иных целях.

В том случае, если уполномоченный орган власти принимает решение не утверждать отчет о проведении оценочных работ, в адрес всех заинтересованных лиц направляется официальный документ с разъяснением допущенных нарушений и упущений, не позволяющих утвердить документ. В течение регламентированных сроков данные организации обязаны устранить все недочеты.

Если во время осуществления оценочных действий в объект инфраструктуры были внесены существенные конструктивные изменения, то уполномоченный в области транспортной безопасности орган обязан вынести решение о проведении дополнительной оценки уязвимости всех модулей и частей системы, на которые модернизация оказала то или иное воздействие.

Кто проводит оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры?

Как уже было сказано, далеко не каждый субъект может осуществлять данную деятельность. Требования к субъектам, которые наделяются подобным правом, очень жесткие. Они определяются Федеральным законом. Кроме того, профильным министерством разработан и ведется специальный реестр организаций по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Если в данном реестре нет наименования организации, то она не может осуществлять оценочную деятельность на транспорте.

Упомянутый нормативно-правовой акт устанавливает предельные сроки, в течение которых обеспечивается проверка объектов транспортной инфраструктуры и оценка уязвимости. Как правило, организации дается срок в один месяц. В течение этого периода она обязана провести все необходимые процедуры и оформить документацию.