Практика создания свободных экономических зон в Китае насчитывает около тридцати лет. Во многом именно эти формирования позволили государству занять вторую строчку (после Соединенных Штатов Америки) по номинальному внутреннему валовому продукту и выбиться в лидеры по паритету покупательной способности. Неудивительно, что при таких результатах экономические преобразования в Китае и общая модель китайской экономики вызывают интерес со стороны других стран мира.
Первые попытки возрождения упадочной экономики
Сегодня Китай продолжает стремительно развиваться, а юань является резервной валютой, что, учитывая размеры китайской экономики, уже несколько ослабило гегемонию доллара в мировой финансовой системе. Но такие высокие результаты были характерны для КНР далеко не всегда. В середине двадцатого века экономика страны являлась одной из упадочных и относилась к разряду «аграрных».
Курс на модернизацию был провозглашен после смерти Мао Цзэдуна. Попытки изменить ситуацию, конечно, предпринимались и ранее. Например, с 1952 по 1957 годы была проведена масштабная индустриализация, намечен «большой скачок» экономического развития, строились промышленные предприятия, имело место активное сотрудничество с СССР (особенно в сельском хозяйстве).
Но действия не возымели положительного эффекта. Не успев оправиться от «скачка», страна начала активно готовиться к войне, что еще больше затормозило развитие.
Успешные экономические преобразования
Преобразования, которые вывели Китай на одну из ведущих позиций по экономике среди стран мира, начались в 1978 году. Первый этап реформ был направлен на регионы, где преобладало сельское хозяйство, а большая часть населения находилась за чертой бедности.
Позже началось внедрение многоукладной экономики, была проведена реформа ценообразования и провозглашена политика «открытых дверей».
Последнее направление предполагало активное привлечение иностранных инвестиций и международное сотрудничество посредством создания специальных экономических зон.
Свободные экономические зоны Китая (кратко именуются СЭЗ) в количестве шести образований были учреждены уже к 1982 году. Результаты их создания были просто потрясающими. Так, уже к концу восьмидесятых годов Китай стал лидером по производству цемента и хлопчатобумажных тканей, а также входил в тройку крупнейших поставщиков угля, химических удобрений и серной кислоты.
Основные цели создания особых экономических зон
Свободные экономические зоны Китая создавались в рамках «политики открытости» («кайфан»). Основной целью формирования таких регионов стало стремление привлечь иностранный капитал, овладеть опытом других стран в управлении, перенять новейшие технологии и разработки, а также подготовить национальные кадры. Среди других задач создания СЭЗ можно перечислить следующие:
- увеличение валютной выручки с экспортной продукции;
- стимулирование реформы, проверка новой экономической модели;
- обеспечение ускоренного уровня развития регионов, в которых находятся свободные экономические зоны Китая;
- выход государства на международную арену (мировой рынок);
- развитие внешнеэкономической деятельности;
- активизирование развития китайской экономики в общем;
- создание «буферов» после возвращения Макао (в 1999 году) и Гонконга (1997);
- оптимальное использование природных ресурсов государства;
- передача передовых разработок и новейших технологий во внутренние районы государства.
Быстрым темпам развития китайской экономики и удачному формированию СЭЗ способствовали такие факторы, как дешевизна рабочей силы, выгодное географическое положение (длинная береговая линия, наличие портов), наличие природных ресурсов, юридические гарантии для иностранных вложений, близость Тайваня, Гонконга и Макао, обеспечение притока ресурсов в СЭЗ со всей страны.
Особенности китайских специальных экономических зон
СЭЗ создаются во многих государствах (например, в России создано около тридцати таких зон), но именно свободные экономические зоны и особые районы Китая наилучшим образом стимулировали экономику страны. Ключевыми особенностями СЭЗ в КНР являются следующие моменты:
- Полная автономия от центральных властей в решении вопросов по учреждению и ликвидации предприятий, упрощению процедуры получения видов на жительство и виз для инвесторов, установлению льгот для иностранных бизнесменов.
- Опора на иностранные финансовые вложения. Этот принцип пока что не удалось реализовать в полной мере, так как на сегодняшний момент иностранные капиталовложения составляют около 24%. Оставшийся бюджет обеспечивают государственные дотации, средства местных администраций, внутренние кредиты и накопления самой СЭЗ.
- Широкое привлечение сырья из-за границы и ориентация на внешние рынки.
- Главный отраслевой приоритет – промышленность. Первые свободные экономические зоны Китая принимали практически любые иностранные вложения.
- Активное взаимодействие специальных экономических зон с остальной территорией страны.
- Дифференцированная по региональным особенностям налоговая система СЭЗ.
- Включение в свободные экономические зоны и особые районы Китая обширных территорий.
- Экономическая деятельность СЭЗ определяется рынком, а не планами (в Китае функционирует плановое хозяйство с элементами рыночной экономики).
Сравнение экономических зон Китая с аналогичными проектами в других азиатских странах показывает, что последние проигрывают. Основной особенностью китайских СЭЗ, которая позволяет достигать больших успехов, является широкая диверсификация деятельности и охват значительных территорий.
Стимулы для привлечения иностранного капитала
Свободные экономические зоны Китая, характеристика которых представлена ниже (в соответствующих разделах), финансируются за счет иностранных капиталовложений, по крайней мере, именно так задумывалось. Привлечение иностранных инвесторов осуществляется за счет следующих стимулов:
- смягчение или полное отсутствие валютного контроля;
- снижение бюрократии;
- льготные налоговые ставки на прибыль и «налоговые каникулы»;
- уменьшение или полное отсутствие таможенных ставок;
- отсутствие квот на импорт;
- хорошо развитая инфраструктура;
- налоговая скидка на промышленные материалы;
- предоставление разрешения на трудовую деятельность вида на жительство и налоговых льгот для иностранцев, которые работают в СЭЗ.
Свободные экономические зоны Китая: список
В Китае сформировалась сложная многоуровневая система экономических зон. Поэтому и типология СЭЗ отличается большой сложностью, включая в себя свыше пятнадцати подтипов таких регионов. Но основных видов специальных экономических зон можно перечислить три.
Первый тип – СЭЗ с многоотраслевой экономикой и экспортной специализацией. Именно эти зоны стали первыми экспериментальными полигонами заимствования международного опыта, привлечения заграничных инвестиций, а также внедрения иностранных разработок и методик в китайское производство.
Таких специальных зон в Китае пять, четыре из них называют «старыми», так как они были учреждены еще на втором этапе реформ в 1980 году. Как правило, для демонстрации достижений СЭЗ в пример приводится крупнейшая свободная экономическая зона Китая – Шэньчжэнь. Другие специальные экономические зоны подобного типа представлены следующими:
- Шаньтоу, специализирующаяся на агропромышленном комплексе.
- Чжухай, имеющая преимущественно туристическую специализацию.
- Сямэнь, промышленная и туристская экономическая зона в Китае.
- Остров Хайнань, который, возможно, когда-то достигнет уровня Тайваня – все предпосылки к этому уже налицо.
Другие два основных типа китайских СЭЗ представлены «открытыми» портовыми городами и технопарками.
«Открытые» портовые города в Китае
Свободные экономические зоны Китая включают в себя также «открытые» портовые города. СЭЗ второго типа расположились на побережье Южно-Китайского, Восточно-Китайского и Желтого морей. Таких населенных пунктов всего насчитывается четырнадцать.
В отличие от СЭЗ первого типа, отличающихся практически полной автономией от государственной власти и друг от друга, «открытые» города объединены в общую систему производственных и административных связей. Производительность в «открытых» городах на две трети выше среднекитайского уровня.
Прибрежные СЭЗ дают практически полный грузооборот морских портов страны, 23% объемов всего промышленного производства, 40% экспорта.
Районы и зоны технико-экономического развития
Третий тип представлен районами и зонами технико-экономического развития. В отличие от других СЭЗ, которые базируются преимущественно в восточной части страны, расположением технопарков стала центральная экономическая зона Китая.
Такие образования, как правило, существуют в границах открытых экономических зон, а не выступают в качестве отдельных формирований.
Другие типы свободных экономических зон
Помимо основных типов СЭЗ, существует еще более десятка беспошлинных и инвестиционных зон, приграничных «открытых» городов, приморских экономических зон, включающих в себя также сельскую местность, зон высоких технологий и так далее.
Большого внимания, например, заслуживает открытая экономическая зона международного сотрудничества, расположенная на стыке границ России, Китая и Северной Кореи. Реализация проекта рассчитана на двадцать лет, а стоимость, по некоторым оценкам, достигает ста миллиардов долларов.
Характеристика достижений СЭЗ на примере Шэньчжэня
Шэньчжэньская экономическая зона обязательно упоминается, если возникает необходимость на реальном примере подтвердить успешность китайской модели экономики.
Самая крупная экономическая зона Китая была создана в 1980 году. Основная специализация Шэньчжэньской СЭЗ – промышленность, а в китайских СМИ город упоминается преимущественно в связи с расположенным здесь заводом Foxconn, выпускающим электронику.
Первая и самая крупная свободная экономическая зона Китая, по некоторым оценкам, производит сегодня около 90% бытовой техники и электроники в мире. Так, огромный город был построен фактически с нуля, чтобы стать сборочным цехом для мирового рынка.
Что касается численных показателей, ежегодные темпы роста внутреннего валового продукта в Шэньчжэньской СЭЗ превышали 37%. Товарооборот увеличился с 18 миллионов юаней до 402 миллиардов. На территории специальной экономической зоны расположено более 17,5 тысячи предприятий ядерной энергетики, электроники, машиностроения, химической промышленности и т. д.
Большая часть инвестиций (около 85%) приходятся на Гонконг.
Зоны приграничного экономического сотрудничества
Помимо СЭЗ, расположенных внутри страны, сформированы еще и приграничные зоны международного сотрудничества. В приграничных с Россией районах действуют четыре такие зоны. В них поощряется развитие сельского хозяйства, производство электроники, текстильной продукции и бытовой техники на экспорт в граничащие государства. Через приграничные экономические зоны осуществляются торговля и туризм.
Проблемы функционирования свободных экономических зон
Деятельность особых экономических зон Китая, при всех достижениях таких районов, осложняется некоторыми проблемами. К таким ограничениям можно отнести:
- отсутствие единой законодательной базы по свободным экономическим зонам;
- довольно-таки низкая квалификация китайских рабочих;
- постепенный рост издержек на землю и рабочую силу;
- недостаточное привлечение иностранных технологий;
- дефицит собственных энергии и сырья;
- злоупотребление со стороны инвесторов;
- большая часть иностранных инвестиций (почти 80%) идет, прежде всего, из Гонконга.
Результаты создания свободных экономических зон
Положительный результат модернизации китайской экономики налицо. Именно благодаря созданию подобных экономических зон Китай смог выйти на международный рынок и уверенно заявить о себе, совместить социалистическую направленность экономики с рыночными механизмами (эксперимент, как видно, удался и отметился выдающимися результатами) и начать производство ориентированных на экспорт товаров в больших количествах.