Рубрики

Виды унитарных предприятий. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"

В данной статье подробно рассмотрим понятие и виды унитарных предприятий. Кроме того, коснемся положений соответствующего Федерального закона от 14.11.2002 N 161, изучим правовое положение унитарных учреждений и их особенности.

Понятие унитарной структуры

фз о государственных и муниципальных унитарных предприятиях

В соответствии с ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» под структурой такого типа необходимо понимать учреждение коммерческого характера, которое не обладает правом владения тем имуществом, которое закреплено за ним владельцем. Важно отметить, что имущественные комплексы унитарных учреждений неделимы. Они не могут быть распределены по долям, вкладам или паям. Собственником имущества унитарного предприятия является, как правило, субъект РФ или же образование муниципального типа. Таким образом, основной отличительной чертой унитарных структур служит отсутствие права собственности на имущественные комплексы.

Унитарность

коммерческая организация

Далее целесообразным будет рассмотреть сущность коммерческих организаций представленного плана. Под унитарностью необходимо рассматривать специфическую форму, в соответствии с которой может быть организована деятельность. Среди ее характеристик важно отметить следующие:

  • Формирование юридического лица через выделение владельцем определенных имущественных комплексов, а не через объединение имущества целого ряда лиц.
  • Сохранение права собственности на имущественную массу за учредителем.
  • Неделимость имущественных комплексов.
  • Закрепление имущественной массы за юридическим лицом в соответствии с ограниченным вещным правом (это могут быть предприятия, основанные на праве оперативного управления или хозяйственного ведения).
  • Исключение членства.
  • Единоличные управленческие органы.

Причины создания и цель деятельности

предприятия основанные на праве хозяйственного ведения

Прежде чем рассмотреть виды унитарных предприятий, целесообразно изучить ключевые причины их создания и соответствующие цели. Так, основными причинами формирования унитарных структур являются следующие:

  • Реализация деятельности, связанной с решением задач социального значения. Сюда необходимо отнести продажу товарной продукции определенного типа и услуг по максимально низким ценам, а также организацию интервенций товарного и закупочного характера по товарным продуктам первой необходимости.
  • Обеспечение отдельных разновидностей деятельности дотируемого плана, а также ведение производств убыточного характера.
  • Необходимость использования имущественных комплексов, приватизация которых запрещается.

Руководитель унитарного предприятия обязуется сделать все для того, что основная цель деятельности была достигнута. Это не что иное, как решение задач государственного плана на коммерческой основе.

Правовое положение

Важно отметить, что правила, предусмотренные статьями 113-115, а также 294-297 ГК РФ, обеспечивают регулирование лишь правового положения структур. Однако они не затрагивают обязанности и права сотрудников, как это делается в отношении членов производственных кооперативов или хозяйственных обществ. Обязанности и права специалистов, прежде всего, определяются трудовым правом. Если такая коммерческая организация, как унитарное предприятие, с согласия владельца внесла вклад в общество хозяйственного типа, то полученная прибыль не может быть распределена между сотрудниками учреждения – она будет числиться как имущество данного предприятия.

Имущественная масса, которая выделяется унитарной структуре при ее формировании, находится в муниципальной собственности или собственности государства. Она принадлежит унитарному предприятию на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, как было отмечено выше. Стоит дополнить, что в фирменное наименование учреждения унитарного типа так или иначе должно входить указание на владельца его имущественных комплексов. Кроме того, в уставе четким образом указывается, кому именно (РФ, какому конкретно субъекту и органу самоуправления местного характера) принадлежит имущественная масса унитарной структуры в соответствии с правом собственности. Стоит иметь в виду, что унитарное учреждение отвечает по собственным обязательствам всем имуществом, но не отвечает по обязательствам владельца этого имущества. Управленческим органом рассматриваемого типа структур выступает руководитель. Он назначается владельцем или уполномоченным владельцем органом.

Виды унитарных предприятий

понятие и виды унитарных предприятий

В соответствии с действующим гражданским законодательством существуют предприятия, которые основаны на праве хозяйственного ведения (ГУПы, МУПы) или на праве оперативного управления (КУПы, то есть казенные предприятия федерального типа). Рассмотрим их подробнее.

Положения предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, сегодня регламентируются статьей 114 ГК РФ. Их создание осуществляется по решению соответствующего государственного органа или структуры местного самоуправления, которая является уполномоченной. Учредительной бумагой унитарного учреждения служит его устав, утверждаемый ведомством, министерством или иным органом федерального значения. В соответствии с действующим на территории РФ законодательством на устав возложено регулирование и координация деятельности в данной области управления (отрасли). Устав муниципальной или государственной структуры должен содержать, помимо стандартной информации, необходимой для каждого ЮЛ, сведения касательно предмета и целей деятельности, а также размера уставного фонда учреждения.

Иные аспекты хоз. ведения

руководитель унитарного предприятия

Унитарное предприятие сегодня является единственной организацией коммерческого характера, которая обладает гражданскими обязанностями и правами, напрямую относящимися к деятельности, указанной в уставе. Важно отметить, что размер уставного фонда государственной структуры должен равняться или превышать сумму, 5000-кратную размеру месячной оплаты труда по минимальной ставке, а муниципальной – должен равняться или превышать 1000 МРОТ. Кроме того, уставной фонд учреждения должен оплачиваться владельцем в полной мере в течение 90 дней после государственной регистрации.

Владелец имущественной массы рассматриваемого вида унитарного предприятия не отвечает в соответствии с обязательствами этого предприятия. Исключение составляют ситуации, при которых банкротство (экономическая несостоятельность) структуры вызвана по причине указаний собственника. Устав дочерней компании утверждается учредителем, он же назначает руководителя.

Оперативное управление

Унитарными предприятиями, которые основаны на праве оперативного управления, считаются предприятия казенного типа в соответствии со статьей 115 ГК РФ. Образуются они на основе имущественной массы, которая находится в федеральном владении, владении субъектов России, а также муниципальной собственности. Стоит отметить, что основной учредительной бумагой казенной структуры является устав, который утверждается правительством РФ, ее субъектом или структурой местного самоуправления. Собственник – он же учредитель – имеет абсолютное право на:

  • Изъятие излишней имущественной массы.
  • Изъятие неиспользованных имущественных комплексов.
  • Изъятие имущества, которое применяется не по назначению.

Другие аспекты оперативного управления

собственник имущества унитарного предприятия

Стоит иметь в виду, что казенная структура не имеет права распоряжаться движимыми и недвижимыми имущественными комплексами, если нет специального разрешения от владельца. Фирменное название структуры, основанной в соответствии с правом оперативного управления, должно включать указание на то, что учреждение считается казенным. РФ, ее субъект или образование муниципального типа отвечают по обязательствам казенной структуры в случае недостаточности ее имущественных комплексов. Казенное учреждение может быть ликвидировано или реорганизовано в соответствии с решением правительства страны, определенного субъекта или государственного органа местного самоуправления.

Федеральный закон

предприятия основанные на праве оперативного управления

Далее целесообразно рассмотреть ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Он состоит из шести следующих глав:

  • Общие положения. Данная глава включает в себя семь статей.
  • Учреждение унитарного предприятия. Глава состоит из трех статей.
  • Уставный фонд и имущество унитарного предприятия. Глава включает в себя девять статей.
  • Управление унитарным предприятием. Глава состоит из девяти статей.
  • Ликвидация и реорганизация унитарных предприятий. Глава включает в себя семь статей.
  • Переходные и заключительные положения. Глава состоит из трех статей.

Особенности финансов

В заключение рассмотрим финансовый вопрос унитарных предприятий. Отличительной чертой финансов унитарных структур может служить применение ими бюджетных источников финансирования, носящих целевой характер. Важно отметить, что ассигнования из местных, регионального и федерального бюджетов, прежде всего, направляются на реализацию отдельных мероприятий и программ социальной природы. Данные ассигнования имеют форму субсидий, субвенций или дотаций.

Под субсидиями следует понимать средства из бюджетов разных уровней, которые предоставляются на условиях частичного финансирования расходов, связанных с реализацией проектов и программ. Эти средства используются также для развития и осуществления деятельности унитарных структур, которая прописана в уставе. Субвенции необходимо рассматривать как деньги из бюджетов разных уровней, которые предоставляются безвозмездно. Стоит дополнить, что одной из самых популярных разновидностей субвенций является грант. Он может предоставляться в собственность или в целях пользования как в денежном варианте, так и в имущественном.