В политической системе немаловажную роль играют выборные должностные лица местного самоуправления. Что о них можно рассказать? Кого можно называть должностным дицом выборного типа? В этой статье будет дана подробная характеристика представленному понятию, будут приведены основные полномочия рассматриваемого лица, требования к его профессиональной деятельности, принципы работы и т. д.
Выборное должностное лицо - это кто?
К сожалению, найти федеральный правовой акт с подробным описанием деятельности представленного лица будет весьма проблематично. Конституция РФ или ФЗ РФ о принципах устройства российского местного самоуправления хоть и дают определения, но, к сожалению, довольно сухо. При этом существует множество региональных нормативных актов, предоставляющих довольно подробную характеристику представленного понятия. Так, в качестве основы можно взять один из региональных законов о статусе рассматриваемого лица. В первой же статье здесь приводится следующее определение: выборное должностное лицо - это народный представитель, выбранный путем голосования или же поставленный представительным органом местного самоуправления. Он наделен определенным рядом полномочий, связанных с решениями вопросов регионального типа. Выборное должностное лицо замещает муниципальную выборную должность. Все полномочия такого лица должны быть связаны с муниципальным уставом.
Кого стоит выделить в рассматриваемой системе?
Согласно закону выборное должностное лицо - это, как правило, глава муниципального управления, а также некоторые работники местного самоуправления. Руководитель муниципального округа - это лицо, которое возглавляет деятельность по реализации местного самоуправления в том или ином регионе.
Названия главы муниципального округа и иных лиц выборного типа, вопросы по их избранию, сроки полномочий, компетенция и типы деятельности - все это определяется только законами регионального типа и множественными подзаконными актами. Так, устав регионального образования Воронежской области будет значительно отличаться от формы устава, например, Магаданской области. В этом и заключается принцип федерализма.
Основные понятия
Депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления, председатель муниципалитета - всех этих понятий слишком много, а потому разобраться в них рядовому гражданину будет не так уж и просто. Дабы не допустить путаницы, необходимо привести определения всех представленных понятий. Так, согласно федеральным законам, выборное должностное лицо местного самоуправления как раз является руководителем местной администрации. Но могут быть и исключения; например, во многих регионах выборные лица - это еще и некоторые представители определенных муниципальных должностей, в полномочия которых входят исполнительно-распорядительные функции.
Руководитель образования муниципального типа - это высшее лицо в регионе. Депутатом же является любой член инстанции муниципального образования представительного типа.
Существует также специальная избирательная комиссия, в функции которой входит организация проведения выборных процессов в муниципальном округе.
Правовой статус
Что согласно закону входит в правовое состояние выборного должностного лица местного самоуправления? Это всегда обязанности и права лица, гарантии его деятельности, а также определенные правовые ограничения полномочий.
Статус должностного лица выборного типа закрепляется российской Конституцией, Федеральным законом о принципах организации российского местного самоуправления, а также правовым актом самого региона. Полномочия выборного должностного лица, а также сведенные с ними ограничения всегда регламентируются федеральными законами и региональными актами. Федеральное законодательство о труде регулирует вопросы рабочих полномочий должностного лица выборного типа.
Очень важно отметить, что положения региональных актов, затрагивающие тему правового состояния выборных лиц, не должны возражать положениям Конституции РФ и соответствующим федеральным законам.
Особенности правового статуса
Члену выборного должностного лица органа местного самоуправления обеспечиваются условия для осуществления полномочий. Запрещается замещение в качестве выборного должностного лица муниципальных должностей, которые относятся к муниципальной службе согласно утвержденному областным уставом реестру должностей. Как правило, наиболее полный и четкий перечень лиц выборного должностного типа указывается в муниципальном уставе.
Стоит также отметить, что государственные властные инстанции, или же их должностные субъекты не должны назначать лиц на постоянное или временное замещение выборной должности.
Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления: что говорит закон?
Должностное лицо выборного типа обязано осуществлять свою трудовую деятельность в соответствии с трудовым договором, то есть на постоянной основе. Все полномочия лица закрепляется региональными уставами, не противоречащими Конституции, федеральным законам, а также муниципальным нормативным актам.
В некоторых регионах допускается правило, согласно которому должностное лицо выборного типа должно осуществлять свою трудовую деятельность на непостоянной основе, если в муниципальном образовании проживает менее 300 человек (возможны и другие цифры); трудовой договор при этом не заключается, а если и заключается, то только по совместительству.
Полномочия должностного выборного лица никогда не могут быть переданы какому-то другому лицу. Естественно, само выборное должностное лицо - это всегда законопослушный гражданин, соблюдающий положения федеральных законов, регионального устава, российской Конституции и прочих нормативных актов.
А что можно рассказать о непосредственных функциях должностного выборного лица? Для этого придется обратиться к вышеназванному Федеральному закону.
О компетенции представительного муниципального органа
Перед тем как начать рассказывать про полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, необходимо обратить внимание на соответствующую государственную инстанцию. Что представляет собой муниципальный орган представительного типа, какими функциями он обладает?
В компетенцию регионального представительного органа входят следующие обязанности:
- оформление и принятие муниципального устава, при необходимости - внесение в него дополнений и изменений;
- разработка и одобрение регионального бюджета, формирование отчетов о его исполнении;
- разработка, установление, изменение и отмена налоговых сборов местного характера в соответствии с российским законодательством;
- принятие программ и планов по развитию региона;
- определение порядка управления муниципальным имуществом;
- принятие решения о создании, изменении и ликвидации муниципальных образований;
- определение порядка участия региона в области межмуниципального сотрудничества;
- контроль над исполнением инстанциями местного самоуправления возложенных на них полномочий;
- принятие решения об увольнении главы муниципального округа.
Таким образом, муниципальные представительные органы обладают довольно широким спектром полномочий. А какое место в этой системе занимает выборное должностное лицо?
О главе округа муниципального типа
Муниципальный глава есть высшее региональное должностное лицо. Он всегда назначается на должность по контракту, заключаемому в конкурсном порядке либо по результатам муниципальных выборов. Иногда представленное лицо может избираться на сходе граждан, но только если речь идет о поселениях, где функции муниципального представительного органа как раз возложены на определенную часть людей (старейшин).
Председатель муниципального округа реализует функции руководителя представительного органа либо заведует местной администрацией. При этом исполнять полномочия по двум представленным направлениям одновременно ему запрещается.
О полномочиях руководителя муниципального образования
ФЗ от 2003 года, регламентирующий принципы организации местного самоуправления в РФ, закрепляет за главой муниципального образования следующие полномочия:
- обязанность представлять муниципалитет в отношениях с инстанциями местного самоуправления прочих муниципалитетов, в отношениях с государственными органами, с простыми гражданами;
- регистрация, оформление и обнародование нормативных актов, принимаемых муниципальными представительными органами;
- издание правовых актов в пределах своих функциональных обязанностей;
- требование созывов внеочередных заседаний представительных муниципальных органов;
- обеспечение качественного исполнения своих функций органами местного самоуправления.
Подробнее стоит рассказать о продолжительности полномочий выборного должностного лица.
Сроки полномочий
Выборные должностные лица муниципального образования попадают на свои профессиональные должности в соответствии с законодательством; это, в свою очередь, означает, что представленные лица способны работать только в течение определенного, четко установленного срока.
Срок полномочий должностного выборного лица варьируется в зависимости от региона. Однако закон устанавливает одно очень важное правило: срок не должен составлять более пяти и менее двух лет. Изменить срок можно только до избрания должностного лица; внесение коррективов во время исполнения срока полномочий запрещается. Если же срок полномочий не был определен до избрания должностного лица, то устанавливается цифра в два года.
Еще о сроках полномочий
Полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления входят в законную силу со дня избрания их в должность. Прекращаются они в день, когда на должность вступает новое выборное лицо. При этом начало осуществления рабочей деятельности должно состояться не позднее 14 дней со дня его избрания. Если же новоизбранное лицо по каким-то причинам не вступило на должность, то, согласно федеральному закону, продолжает исполнять свои трудовые обязанности прежнее должностное лицо.
Если должностное лицо выборного типа сложило свои полномочия раньше времени, то представительный орган способен возложить соответствующие обязанности на иное лицо, вплоть до проведения региональных выборов.
Прекращение полномочий досрочного типа
Выборное должностное лицо (член выборного органа местного самоуправления) прекращает свои полномочия в досрочном порядке, если случаются следующие ситуации:
- смерть должностного лица;
- лишение его свободы;
- вступает в силу законное решение суда о недееспособности должностного лица (а также о его безвестной пропаже);
- вступает в силу постановление главы областной администрации или президента РФ о снятии с должностного лица полномочий;
- должностное лицо выборного типа утрачивает гражданство;
- лицо добровольно снимает с себя полномочия;
- должностное лицо решает заниматься деятельностью, несовместимой с его статусом;
- на лицо накладывается уголовная ответственность;
- вступает в силу решение о незаконности или недействительности прошедших выборов.
Прекращение полномочий муниципального должностного лица в досрочном порядке означает скорейшее проведение муниципальных выборов.
Специальное удостоверение и нагрудный значок должностного лица
Любое выборное должностное лицо местного самоуправления обязано иметь при себе специальное удостоверение, подтверждающее его статус в течение срока полномочий. Помимо этого глава муниципального образования или любой другой человек, попадающий под статус выборного должностного лица, обязаны иметь специальный нагрудный значок. Опять-таки пользование таким знаком разрешается только в течение срока исполнения своих полномочий. Положения о нагрудных знаках и удостоверениях утверждаются муниципальными нормативными актами.
Скорее всего, отзыв выборного должностного лица о представленных формах удостоверения полномочий будет несколько скептическим. Конечно же, значки, специальные удостоверения и прочие элементы - это обыкновенный формализм. И тем не менее подобные формы закреплены законом, а потому требуется соблюдать все установленные правила для выборного должностного лица органа местного самоуправления.