Рубрики

ЕИРЦ - что это? Расшифровка и особенности

ЕИРЦ стали неотъемлемой частью оплаты коммунальных услуг для миллионов россиян. Но не все понимают их роль и особенности работы. Давайте разберемся, что из себя представляют ЕИРЦ, какую пользу они несут и почему иногда вызывают вопросы у потребителей.

История появления ЕИРЦ в России

Первые единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ) в России начали создаваться в начале 2000-х годов. Это было связано с реформированием системы оплаты коммунальных услуг и переходом на прямые расчеты между населением и поставщиками ресурсов.

Ранее услуги ЖКХ оплачивались через посредников - управляющие компании или ТСЖ, которые аккумулировали средства на своих счетах, а затем перечисляли деньги ресурсоснабжающим организациям. Такая схема была непрозрачной и малоэффективной.

Целью создания ЕИРЦ стало повышение качества расчетов в сфере ЖКХ, упрощение процедуры оплаты для населения и сокращение задолженностей.

Внедрение единых расчетных центров началось в 2002 году в нескольких пилотных регионах: Московской, Калужской, Нижегородской, Новгородской областях и Ханты-Мансийском автономном округе. Уже к 2014 году ЕИРЦ действовали более чем в 60 субъектах РФ.

По данным Минстроя России, в настоящее время услугами ЕИРЦ пользуются около 70 миллионов граждан в 80 регионах страны.

Что такое ЕИРЦ: расшифровка аббревиатуры

ЕИРЦ - это аббревиатура, которая расшифровывается как "единый информационно-расчетный центр".

В некоторых регионах используются другие варианты сокращений: ЕРЦ, РКЦ, РИЦ, ОИРЦ. Но смысл от этого не меняется.

Полное название таких организаций может звучать, например, так: "Единый информационно-расчетный центр города Москвы". А в разговорной речи их чаще называют просто "расчетный центр".

Портрет женщины в деловом костюме

Правовой статус ЕИРЦ

Деятельность единых информационно-расчетных центров в России регулируется следующими нормативными документами:

  • Жилищный кодекс РФ
  • Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124
  • Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
  • Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ

ЕИРЦ создаются в форме некоммерческих организаций. Учредителями выступают органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления.

Для начала работы ЕИРЦ необходимо пройти государственную регистрацию, получить лицензию на осуществление деятельности по начислению платы за коммунальные услуги.

В своей деятельности ЕИРЦ подотчетны региональным властям и контролируются государственными органами.

Основные функции и задачи ЕИРЦ

Единые информационно-расчетные центры выполняют следующие основные функции в сфере ЖКХ:

  1. Прием показаний приборов учета от потребителей
  2. Начисление платы за коммунальные услуги
  3. Печать и доставка платежных документов
  4. Прием оплаты за ЖКУ от населения
  5. Перечисление поступивших средств поставщикам услуг

Кроме того, в задачи ЕИРЦ входит:

  • Ведение лицевых счетов потребителей
  • Обмен информацией между участниками расчетов за ЖКУ
  • Предоставление отчетности поставщикам услуг
  • Работа с должниками по оплате ЖКУ
  • Внедрение IT-сервисов для удобства населения

Таким образом, ЕИРЦ берут на себя весь документооборот в сфере ЖКХ - от сбора показаний до контроля оплаты счетов.

Принцип работы ЕИРЦ

Рассмотрим последовательность основных этапов работы единого информационно-расчетного центра.

  1. ЕИРЦ заключает договоры о сотрудничестве с поставщиками жилищно-коммунальных услуг и управляющими организациями.
  2. Поставщики передают в ЕИРЦ информацию о потребителях услуг и их лицевые счета.
  3. ЕИРЦ на основании полученных данных рассчитывает размер платежей за ЖКУ для каждого потребителя и формирует единый платежный документ.
  4. Сформированные квитанции ЕИРЦ направляет потребителям (почтой, электронно, через управляющие организации).
  5. Граждане оплачивают коммунальные услуги через ЕИРЦ в удобной для них форме.
  6. ЕИРЦ аккумулирует поступившие от населения средства и перечисляет их поставщикам услуг, вычитая свое вознаграждение.

Таким образом обеспечивается прямой расчет между получателями и поставщиками коммунальных ресурсов по единым правилам.

Единый платежный документ

Единый платежный документ (ЕПД) - это счет на оплату жилищно-коммунальных услуг, формируемый ЕИРЦ.

В ЕПД указывается следующая информация:

  • Вид предоставленной коммунальной услуги
  • Объем потребленного ресурса
  • Действующий тариф
  • Сумма к оплате
  • Размер предоставленных льгот и перерасчетов
  • Общая сумма платежа
  • Реквизиты ЕИРЦ для оплаты

Начисление платы производится на основании установленных тарифов и показаний приборов учета. Льготы и перерасчеты отражаются по каждой услуге.

Оплата ЕПД может производиться как сразу в полном объеме, так и выборочно по отдельным услугам.

Вид сверху на рабочий стол, заваленный бумагами

Личный кабинет ЕИРЦ

Личный кабинет ЕИРЦ - это электронный сервис для потребителей жилищно-коммунальных услуг. Он позволяет оплачивать счета онлайн и получать информацию о расчетах за ЖКУ.

Чтобы получить доступ в личный кабинет ЕИРЦ, необходимо обратиться в расчетный центр с паспортом и документами на жилое помещение.

Возможности личного кабинета:

  • Просмотреть информацию о состоянии лицевого счета
  • Внести показания приборов учета
  • Скачать квитанции за любой период
  • Оплатить счета банковской картой

Личный кабинет позволяет сделать взаимодействие с ЕИРЦ максимально комфортным и современным.

Взаимодействие граждан с ЕИРЦ

Чтобы оплатить коммунальные услуги через ЕИРЦ, необходимо:

  1. Узнать контакты своего расчетного центра (на сайте, по телефону в управляющей компании, на квитанции).
  2. Прийти в офис ЕИРЦ с паспортом и документами на жилое помещение.
  3. Передать показания счетчиков (лично, через личный кабинет, по телефону).
  4. Получить и оплатить квитанцию (наличными, картой, электронно).
  5. При возникновении вопросов обратиться в ЕИРЦ по телефону или лично.
Граждане могут отказаться от услуг ЕИРЦ и оплачивать ЖКУ напрямую поставщикам услуг.

Однако единый платежный документ упрощает процедуру оплаты. Главное - сверять начисления ЕИРЦ с фактическим потреблением.

В случае возникновения разногласий с ЕИРЦ можно подать жалобу в вышестоящую организацию, контролирующий орган или суд.

Преимущества централизованной системы расчетов ЕИРЦ

По сравнению с прежней схемой оплаты ЖКУ через посредников, централизованная система расчетов через ЕИРЦ имеет ряд преимуществ:

  • Прозрачность начислений и платежей для населения
  • Удобство оплаты всего спектра услуг в одном месте
  • Сокращение задолженности за счет единых стандартов обслуживания
  • Более эффективный учет и контроль денежных средств
  • Высвобождение времени поставщиков услуг для основной деятельности

Благодаря этому повышается уровень собираемости платежей в жилищно-коммунальной сфере.

Критика в адрес системы ЕИРЦ

Вместе с тем, некоторые потребители и эксперты высказывают критику в адрес ЕИРЦ.

Основные претензии:

  • Непрозрачное формирование комиссионного вознаграждения за счет завышения тарифов
  • Ошибки при начислении платы из-за некорректной информации от поставщиков услуг
  • Увеличение сроков перечисления средств поставщикам
  • Отсутствие прямых договорных отношений между ЕИРЦ и потребителями

Действительно, не все ЕИРЦ работают ideal без нареканий. Но в целом их деятельность оказывает положительное влияние на сферу ЖКХ.

Взаимодействие ЕИРЦ с управляющими организациями

Управляющие компании являются одним из ключевых партнеров ЕИРЦ. Они взаимодействуют по следующим направлениям:

  • Передача информации о составе потребителей и их лицевых счетах
  • Получение сведений о начисленных и оплаченных суммах
  • Сверка расчетов за оказанные жилищные услуги
  • Взаимодействие по работе с должниками за ЖКУ
  • Доставка квитанций конечным потребителям

Благодаря этому формируется единая экосистема расчетов за услуги ЖКХ в интересах всех участников процесса.

Перспективы модернизации системы ЕИРЦ

Дальнейшее развитие системы единых расчетных центров возможно в нескольких направлениях:

  1. Расширение спектра услуг (включение электроэнергии, газа, отопления)
  2. Внедрение технологий искусственного интеллекта для автоматизации процессов
  3. Развитие мобильных приложений для удобства потребителей
  4. Интеграция с государственными информационными системами (ГИС ЖКХ)
  5. Переход от услуги "расчетов" к услуге "управления многоквартирным домом"

Реализация этих мер позволит повысить эффективность ЕИРЦ и расширить их функционал в интересах потребителей.

Обобщение ключевых моментов о ЕИРЦ

Подводя итог, можно резюмировать следующее:

  • ЕИРЦ выполняют важную роль по централизации расчетов за ЖКУ
  • Они упрощают процедуру оплаты для населения
  • Есть определенные недостатки, которые необходимо решать
  • В целом система ЕИРЦ повышает эффективность сферы ЖКХ
  • Есть перспективы для дальнейшей модернизации и развития ЕИРЦ

Главное, чтобы ЕИРЦ развивались в интересах потребителей жилищно-коммунальных услуг.