Рубрики
...

Должностная инструкция социального педагога в школе - обязанности, требования и рекомендации

Должностная инструкция социального педагога разрабатывается образовательным учреждением. Введена эта должность была в конце двадцатого века по решению коллегии Государственного образования СССР. В целом социальная работа представляет собой деятельность, которая осуществляется специально подготовленными специалистами. Она направлена на оказание конкретной помощи семье, ребенку, группе лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Чем занимается социальный педагог

Объекты работы

Должностная инструкция социального педагога школы по ФГОС включает в себя работу со следующими категориями школьников:

  • детьми-инвалидами;
  • сиротами;
  • правонарушителями;
  • представителями групп риска.

Задачи деятельности

Должностная инструкция социального педагога включает выполнение им следующих задач:

  • социальная и информационная помощь (обеспечение школьников информацией о вопросах защиты, поддержки, заботы);
  • социально-правовая помощь (помощь в реализации прав ребенка);
  • реабилитационная помощь (восстановление морального, психологического эмоционального здоровья);
  • медико-социальная помощь;
  • формирование благоприятного микроклимата в микросоциуме ребенка и в семье;
  • формирование условий для преодоления педагогических ошибок, конфликтных ситуаций, которые порождают безнадзорность и беспризорность.
Что должен делать социальный педагог

Особенности профессии

Должностная инструкция социального педагога составляется в соответствии с нормативно-правовыми актами, функционирующими в нашей стране. Эта профессия относится к типу "Человек – Человек", она не предполагает применения технических средств. Выполняя свои функциональные обязанности, социальный педагог использует компьютер либо печатную машинку. Среди средств, применяемых социальным педагогом для работы, выделяют:

  • применение знаний в области психологии, педагогики, социологии;
  • применение методов и технологий социальной педагогической работы.

Среди тех обязанностей, которые включает должностная инструкция социального педагога, выделяют взаимодействие с родителями, педагогическим коллективом школы. Также указанный специалист ведет работу с представителями суда и полиции.

Должностная инструкция социального педагога в школе составляется для полной ставки (36-часовой рабочей недели).

Работа его осуществляется в отдельном кабинете, которые в полной мере соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, а также по месту жительства детей, с которыми работает педагог.

Должностная инструкция социального педагога в школе предполагает взаимодействие этого специалиста с органами социальной защиты, судебными органами, реабилитационными центрами.

Подчиняется сотрудник непосредственно директору образовательного учреждения. Кадров в подчинении у него нет, оплата труда осуществляется по тарификационной сетке с учетом разряда и квалификационной категории.

Должностные инструкции социальный педагог ФГОС

Профессиональный рост

Должностная инструкция социального педагога в ДОУ разрабатывается с учетом правовых документов, функционирующих в РФ. В образовательных учреждениях есть вертикальные внутриорганизационные возможности. Если педагог имеет среднее специальное образование, он может выполнять обязанности воспитателя, классного руководителя. Имея диплом о высшем образовании, социальный педагог имеет право вести уроки, аналогично обычному учителю-предметнику.

Горизонтальные внутриорганизационные перспективы: наличие высшего образования позволяет социальному педагогу рассчитывать на должность директора школы либо его заместителя.

Рассматриваемый специалист также может переходить на работу в иное учреждение образовательного типа, занимать должность инспектора по делам несовершеннолетних, устраиваться на работу в органы социальной защиты.

В должностные инструкции «Социальный педагог: ФГОС» входят базовые знания в социальной, возрастной, общей, педагогической психологии, социологии.

Чем занимается социальный педагог

Требования к подготовке

Специалист, который выполняет обязанности социального педагога, должен:

  • владеть нормативно-правовой базой педагогической и социальной деятельности;
  • знать теорию и историю социальной педагогики;
  • владеть методами педагогической и социальной диагностики;
  • использовать методы планирования профессиональной исследовательской деятельностью.

Специалист данной области должен использовать следующие направления профессионального роста:

  • быть готовым к инновациям в теории и практике социальной педагогики;
  • расширять теоретические познания и практические умения в сфере психологии, педагогики, права, социологии;
  • быть готовым к личностному росту (этическому и моральному совершенствованию, коммуникабельности, доброжелательности).

Социальный педагог должен стараться систематически повышать свой профессиональный уровень. С некоторыми вопросами он обращается к коллективу школы, а также к органам социальной защиты.

Должностная инструкция социального педагога центра

Медицинские противопоказания

Должностная инструкция социального педагога центра дополнительного образования содержит и медицинские аспекты несоответствия занимаемой должности:

  • наличие ярко выраженных дефектов речи и слуха;
  • психические и нервные болезни;
  • инфекционные заболевания.

В наше время социальными педагогами работают учителя, имеющие среднее и высшее педагогическое образование, пройдя специальные курсы по социальной педагогике.

Преобладающую часть своего рабочего времени социальный педагог общается с людьми. Темп работы определяется самим специалистом, он зависит от психологических и физиологических особенностей детей.

Он ориентируется на надежность и качество. Социальный педагог обязан понимать, что от его профессиональности зависит последующая судьба ребенка, успешность его социализации.

Социальный педагог должен иметь хорошую память, постоянно держать в голове разные сведения из педагогики, психологии, права. Часто такому специалисту приходится запоминать обстановку в квартире подопечных, передавать эту информацию представителям органов опеки и попечительства, а также в судебные органы.

Специфика работы социального педагога

Полезные сведения

Выполняя свои функциональные обязанности, социальный педагог демонстрирует участникам образовательного процесса высокий интеллектуальный уровень, владение мыслительными операциями: сравнением, синтезом, анализом, обобщением, конкретизацией, абстрагированием. Мышление у данного специалиста должно быть критичным, гибким, нестандартным, чтобы учитывать все особенности несовершеннолетних школьников. Причинами основных ошибок, которые допускаются социальным педагогом, является недостаток знаний в правовой области, сниженная способность к рефлексии, отрицательная мотивация, стрессы.

Заключение

Социальный педагог работает в тесном контакте с неблагополучными семьями, детьми, проявляющими девиантное поведение. Специалисты указанной области вынуждены принимать ответственные решения, которые касаются судьбы других людей, к примеру, они становятся инициаторами лишения родителей их прав на воспитание ребенка.

Именно по этой причине социальный педагог обязан быть зрелой личностью, способной противостоять любому давлению, выдержать стрессы.

Среди коммуникативных навыков, которыми обязан обладать социальный педагог, выделим способность осуществлять взаимодействие с людьми различных социальных групп и слоев, слышать и слушать, входить в ситуацию, устанавливать контакт, собирать сведения о ребенке, развивать и создавать позитивные отношения с родителями.