Рубрики

Кишиневская конвенция о правовой помощи - особенности и последствия

Страны, входящие в состав СНГ, уже долгое время стараются взаимодействовать между собой на правовом уровне, заключая все больше договоров и конвенций. Одним из самых ярких примеров подобной политики является появление Кишиневской конвенции 2002 года "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам". Она была создана для того, чтобы уточнить ряд вопросов, которые не обсуждались в предыдущих ситуациях, особенно вопрос об экстрадиции и предотвращении возможности появления правовых коллизий.

Минская конвенция

Минская и Кишиневская конвенция неразрывно связаны, поскольку последняя была создана на базе первой. Принятая еще в 1993 году, Минская конвенция также предлагала ряд решений в сфере правовой помощи. Состояла она из пяти разделов, которые содержали в себе 87 статей.

  1. Первый раздел конвенции был посвящен сугубо общим положениям, которые были выработаны для данной ситуации в сфере правовой защиты и правовой помощи.
  2. Во втором разделе содержалась информация, которая регулировала возникающие отношения в сфере гражданского и семейного права как в теории, так и на процессуальном уровне.
  3. В третьем разделе были прописаны нормы о признании и исполнении решений на территории стран, подписавших договор.
  4. Весь четвертый раздел был посвящен уголовным преступлениям, в том числе порядку уголовного преследования и экстрадиции.
  5. В последнем разделе содержались заключительные положения.

Участники Конвенции

Собрание стран СНГ

К 2002 году стало понятно, что Минская конвенция не может в полной мере обхватить весь спектр права, который требовался странам СНГ. Именно поэтому в Кишиневе созвали собрание, которое должно было принять новый документ. Участниками Кишиневской конвенции в этот год стало всего 3 страны - Беларусь, Азербайджан и Казахстан. После она была подписана еще в ряде государств - Армении, Киргизии, Таджикистане. Окончательно в силу она вступила только 27 апреля 2004 года. На данный момент Россия вообще отказалась подписывать данный документ, а Украина подписала с некоторыми оговорками, но так и не ратифицировала.

Структура Конвенции

Город Кишинев

По своей структуре Кишиневская конвенция сильно напоминает Минскую. Она также состоит из 5 разделов, имеющих те же названия, но при этом значительно расширено количество находящихся в ней статей - сейчас их 124. Стоит отметить, что большая часть текста осталась в первозданном виде, поскольку практически все дополнения были внесены в 4 раздел, который касается уголовного судопроизводства.

Важнейшие особенности

Международная экстрадиция

Сейчас мы поговорим о том, чем же Кишиневская конвенция о правовой помощи отличается от Минской. К самым важным особенностям можно отнести то, что значительно была облегчена процедура экстрадиции.

Согласно ее условиям, более не имеют значения терминология и отдельные признаки преступления, совершенного обвиняемым для того, чтобы было вынесено решение. К тому же конвенция впервые предусмотрела некий ряд прав на защиту. Теперь лица, которые были заключены под стражу или находились под иной мерой пресечения, могли спокойно подавать жалобы в суд или иное компетентное учреждение, которое есть у запрашивающей стороны.

В некотором роде Кишиневская конвенция содержит гораздо большее количество положений, обеспечивающих защиту прав и свобод людей, которых необходимо экстрадировать. У государств также появилось значительно больше оснований вообще отказать в экстрадиции. Кроме того, Конвенция запрещает смертную казнь.

Результаты

Соглашение о помощи

Можно смело утверждать, что Кишиневская конвенция значительно облегчила возможность активно преследовать транснациональные преступные группировки в странах, которые ее подписали. На определенном уровне она даже предоставила возможность оперативным группам из разных стран Содружества Независимых Государств объединяться и проводить совместные действия. Ведь даже находясь на территории совершенно другой страны, участники процесса обладали вполне нормальными правами в отношении конкретных уголовных дел.

В некотором роде в такой ситуации понятно, почему именно Россия отказалась ратифицировать данный договор. Если в Беларуси и иных странах, подписавших конвенцию, более или менее существенна роль прокуратуры в таких делах, поскольку они тщательно следят за проведением следствия, то Российская Федерация в данном вопросе полагается больше на суд и самих следователей, а потому роль прокуроров в плане надзора минимальна.

Уполномоченные органы

Непосредственным уполномоченным органом, который отвечает за отношения с другими государствами, является Высший хозяйственный суд Республики Беларусь. Согласно иерархии, ниже находятся хозяйственные суды областей, которые также обязаны оказывать правовую помощь всем центральным органам государств, которые вошли в состав Кишиневской конвенции.

Семейное право

Семейные вопросы

Достаточно интересна в Минской и Кишиневской конвенции глава, затрагивающая семейные дела. Она практически не изменилась с течением времени, поскольку основные положения решено было сохранить в первозданном виде. Конвенция контролирует заключение брака между будущими супругами с разным гражданством, а также регулирует личные и имущественные отношения, особенно в тех случаях, если супруги проживают в разных странах. Конечно же, есть и статьи, касающиеся расторжения брака. Данный раздел позволяет установить, к какому именно законодательству следует обращаться во всех вышеупомянутых случаях.

Заключение

В этой статье мы поговорили об основных положениях Кишиневской конвенции и их применении в настоящее время. Появление Конвенции в некотором роде стало новым витком во взаимоотношениях стран СНГ друг с другом. Можно понять, что нормативно-правовой акт дает больший объем прав лицам, которые подвергаются экстрадиции, практически не касаясь семейных и гражданских дел. Содержание конвенции, как показала практика, не удовлетворило большинство стран, поскольку подписало и ратифицировало ее достаточно малое количество государств по сравнению с Минской. Тем не менее этот нормативно-правовой документ открывает широкие перспективы для взаимодействия государств в области пресечения противозаконной деятельности.