Рубрики

Лицензия на добычу подземных вод: порядок оформления и срок действия. Закон "О недрах"

Сегодня в России действует немалое количество законов, согласно которым скважина на воду на участке, принадлежащем физическому или юридическому лицу, является государственной собственностью. Ни для кого не секрет, что подземная вода служит полезным ископаемым, добыча которого предполагает получение специального разрешения у государства. Официальным удостоверением права добычи представленного ресурса является лицензия. Интересно дополнить, что совокупность работ и услуг, направленная на ее получение, называется «лицензированием недропользования».

Недропользование и его особенности

лицензия на добычу подземных вод

Целесообразным будет максимально доступно сформулировать основные сведения, связанные с лицензированием природопользования. Что же следует понимать под определением лицензии (на добычу подземных вод, к примеру)? Это не что иное, как бумага, которая выдается в качестве подтверждения права на использование недр недропользователю. Следует иметь в виду, что на сегодняшний день существует несколько разновидностей пользования недрами земли.

Так, на подземные воды можно получить один из двух видов разрешений: лицензия на изучение подземных вод в геологическом плане и лицензия на добычу подземных вод. Интересно заметить, что первое разрешение наделяет недропользователя правом поиска и последующей оценки месторождений вод подземного типа. Вторая разновидность лицензии предполагает право на извлечение из земных недр подземных вод. В соответствии с законом «О недрах», для того чтобы воспользоваться правом на добычу подземных вод, нужно предварительно оценить их запасы.

Интересно знать

При оформлении лицензии на добычу подземных вод важно иметь в виду, что, помимо двух представленных в предыдущей главе разновидностей разрешений, в настоящее время целесообразным будет выделить и третий вид, являющийся гибридом двух первых. Звучит он как поиск и оценка (геологическое изучение), а также добыча вод подземного типа. Важно помнить, что оформление лицензии уместно только касательно субъекта экономической деятельности, каковым может выступать практически любое юридическое лицо (к примеру, садовое товарищество или ООО), индивидуальный предприниматель или же гражданин иностранного государства. Значит, гражданин РФ, будучи физическим лицом, не может быть занесен в реестр лицензий на добычу подземных вод. Исключением, как было отмечено, является лишь оформление ИП.

Сегодня получение специального разрешения, связанного с добычей представленного ресурса, считается процедурой обязательного характера для определенных категорий лиц. Среди них основную группу составляют владельцы артезианских скважин на воду. Однако здесь немаловажным является реализация хотя бы одного из следующих условий:

  • Добыча ресурса актуальна исключительно в целях продвижения бизнеса (предпринимательства).
  • Объем добычи ресурса выше чем 100 м3/сут. Естественно, что здесь сопутствующим фактором выступает глубина скважины на воду.
  • Оборудование скважины на водоносный горизонт, который применяется, как правило, для водоснабжения питьевой и централизованной хозяйственно-бытовой направленности.
  • Воды подземного типа числятся на бухгалтерском балансе государства.

Оформление лицензии

закон о недрах

Важно знать, что услуга по оформлению (переоформлению, продлению) лицензии на добычу подземных вод заключается, главным образом, в правильной подготовке сопутствующей документации, которая так или иначе должна отвечать актуальным на сегодняшний день требованиям со стороны законодательства, а также интерпретации этих требований, производимой, как правило, уполномоченным государственными структурами. Интересно отметить, что в пакет документов входят не только бумаги от будущего пользователя недрами земли (юридического лица, индивидуального предпринимателя, иностранного гражданина), но и специальная документация. Ее подготовку обеспечивают специалисты соответствующего профиля.

Порядок получения лицензии на добычу подземных вод устанавливает, что состав пакета бумаг находится в зависимости от нескольких факторов. Среди них целесообразным будет выделить следующие пункты:

  • разновидность лицензии;
  • объем потребления водного ресурса;
  • целевое назначение подземных вод.

Как правило, специалисты профильных организаций, которые занимаются оформлением и переоформлением лицензий на добычу подземных вод, предоставляют будущему пользователю недрами подробный список документов, разработанный в соответствии с конкретной ситуацией.

Перечень документов

вода на участке скважина

В данной главе целесообразным будет предоставить стандартный перечень необходимых документов. Так, для получения лицензии на добычу подземных вод будущий недропользователь обязуется подать в соответствующую структуру следующую документацию:

  • Заявка на получение специального разрешения на геологическое изучение подземных вод или на их добычу. Следует дополнить, что составляется она на бланке разработанного для данной цели образца, где обязательным образом указывается целевое назначение подземных вод, заявленная потребность в подземной воде, реквизиты структуры и так далее.
  • Учредительная и иная документация недропользователя в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или иностранного гражданина. Среди учредительных бумаг необходимо отметить устав организации, свидетельство о государственной регистрации структуры, свидетельство по поводу постановки организации на учет в налоговой инспекции, выписку из ЕГРЮЛ (важно знать, что она не должна быть старше одного месяца на момент подачи заявления на оформление лицензии), справку из государственного статистического комитета с расшифровкой действующих кодов, информацию об организации (как правило, это карточка с реквизитами), приказ по поводу назначения руководства.
  • Документация на землю. Среди этих документов необходимо выделить генеральный план структуры М 1:1000, план окрестностей ситуационного значения М 1:10 000, кадастровый план участка земли, правоутверждающую документацию на участок земли.
  • Иные документы. Среди них следует отметить справку из налоговой инспекции по поводу отсутствия задолженностей по сборам и платежам в государственный бюджет, бухгалтерский баланс (как правило, за отчетный период), баланс водоотведения и водопотребления, технические условия на канализование (иными словами, договор), приказ по поводу назначения ответственного по скважине (водозаборному узлу) лица, информацию, касающуюся технологических и технических возможностей реализации геологоразведочных работ (ею может служить договор подряда со специализированным объединением), гидрогеологическое заключение по участку недр земли или проектированию скважины.

Важно знать, что полученная лицензия на право добычи подземных вод непременно наделяет ее владельца правом ведения той или иной деятельности согласно целевому назначению, указанному в специальном разрешении (лицензии). Необходимо помнить, что неотъемлемой составляющей любой из представленных выше разновидностей лицензий являются актуальные на сегодняшний день условия использования недр земли. Так, нарушение хотя бы одного из существующих положений так или иначе карается штрафом административного значения в размере от 300 до 500 тысяч рублей касательно юридических лиц.

Сроки и стоимость

глубина скважины на воду

В соответствии с положением о лицензировании добычи подземных вод, сроки получения рассматриваемой лицензии варьируются от трех до четырех месяцев. Важно отметить, что они состоят в достаточно серьезной зависимости от времени получения структурой, которая занимается оформлением специального разрешения, необходимой документации от юридического лица, индивидуального предпринимателя или иностранного гражданина. Следует дополнить, что немаловажную роль играет также работа государственных органов.

На сегодняшний день стоимость лицензии на добычу подземных вод составляет восемьдесят тысяч рублей и выше. Точная сумма зависит главным образом от места нахождения водозабора, объема водопотребления и, конечно же, от количественных характеристик в плане работ и услуг, связанных с делом. Следует знать, что заказ последних зачастую осуществляется в той же структуре, где оформляется лицензия.

Таким образом, по результатам оказания услуг подобными организациями юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или иностранный гражданин гарантированно получает специальное разрешение (лицензию) на добычу подземных вод, которое отвечает актуальным в настоящее время требованиям и нормативно-правовым актам.

Что же возможно после оформления лицензии?

Интересно знать, что после оформления специального разрешения недропользователь может приступить к осуществлению собственного права, связанного с пользованием недрами земли, и выполнению ряда условий, существующих на сегодняшний день и носящих обязательный характер. Какими условиями, как правило, сопровождается создание скважины на воду на участке, принадлежащем тому или иному лицу? Необходимо иметь в виду, что в зависимости от разновидности лицензии данными факторами могут выступать следующие пункты:

  • Разработка проекта, связанного с бурением скважины.
  • Оформление заключений санитарно-эпидемиологического характера на проект зон охраны санитарного значения или же на применение водного объекта.
  • Разработка проекта, связанного с зонами санитарной охраны, существующими на сегодняшний день.
  • Разработка проекта, относящегося к геологическому изучению недр земли, а также его экспертиза.

Важно знать!

артезианские скважины на воду

При оформлении заявки на получение лицензии необходимо и обязательно знать все изменения и дополнения в правилах, связанных с данным вопросом. Определенно важным моментом в выявлении требований для оформления специального разрешения на скважину в текущем году является выход Постановления правительства под номером 94 от 11.02.2016 «Об утверждении норм охраны объектов подземного водного типа». Следует дополнить, что правила охраны рассматриваемого ресурса в процессе эксплуатации скважин водозаборного значения отражены в третьей и четвертой статьях данной бумаги.

Первоначально необходимо заметить, что теперь абсолютно все скважины водозаборного значения обязательным образом должны быть оборудованы специальными счетчиками расхода ресурса. Помимо этого, важна установка устройств для замера уровня вод подземного типа. Представленные требования были актуальными и раньше, однако в разрозненном виде. Так, к примеру, учет расхода потребляемого ресурса носил обязательных характер с учетом положений пункта 3.2.1.5 «СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения». В случае выездных проверок факт оборудования водных скважин подобными приборами представлял интерес в большинстве своем для сотрудников Роспотребнадзора. Тем не менее посредством усилий Природоохранной прокуратуры он контролировался предельно мало.

Оборудование водных скважин механизмами, предназначенными для замера уровня подземных вод, определялось на рекомендательном уровне согласно «Методическим рекомендациям по организации и последующему ведению мониторинга вод подземного типа на групповых водосборах и одиночных скважинах эксплуатационного назначения». Помимо этого, в соответствии с законом «О недрах» данное оборудование не считалось требованием обязательного плана в случае проверок.

Что изменилось?

стоимость лицензии на добычу подземных вод

Необходимо иметь в виду, что только с 2016 года оборудование любых скважин водозаборного значения механизмами учета объемов потребления рассматриваемого ресурса, а также оборудованием для замера уровня подземных вод было наделено обязательным характером.

Вторым немаловажным изменением выступает требование по поводу обязательного наличия не только эксплуатационных, но и мониторинговых скважин при условии суточного объема потребления воды больше чем сто метров кубических. В настоящее время не совсем ясно, могут ли скважины резервной направленности приравниваться к категории мониторинговых. А может быть, последние являются обязательными к отдельному оборудованию? Однозначным образом можно утверждать лишь следующее: при объеме потребления ресурса в суточном отношении в размере, превышающем сто метров кубических, с 2016 года водозабор так или иначе должен включать в себя как минимум две скважины.

Какие же еще нововведения полезно знать?

Третьим существенным нововведением следует представить требования пунктов 16-18 статьи 4 Постановления под номером 94 от 11.02.2016. Так, согласно пункту 16 абсолютно все аварийные и неиспользуемые скважины подлежат обязательной ликвидации в соответствии с проектными документами. Значит, больше не будут приниматься акты о тампонаже произвольного типа и решения в стиле «…ничего особенно, просто-напросто зальем оголовок, к примеру, бетоном, да и все тут». Сегодня все должно состоять в абсолютном соответствии с проектом на консервацию или ликвидацию скважины, что, между прочим, значительно усложняет деятельность структур, которые занимаются ликвидацией и ремонтом скважин, а также увеличивает стоимость соответствующих услуг.

Семнадцатый пункт гласит о том, что воды подземного типа должны выводиться на поверхность при условии минимального количества капотажных сооружений (в большинстве случаев их роль играют скважины). Так, острым образом встает проблема оценки максимальной производительности абсолютно каждой из существующих скважин. Данный параметр можно достоверно определить исключительно по итогам осуществления работ на водозаборе опытно-фильтрационной направленности. По своей сути такие работы являются натуральным экспериментом, в процессе которого актуальна регистрация понижения уровня подземных вод в скважине при таком водоотборе, который может имитировать реальную эксплуатацию. По результатам экспериментальной деятельности производится расчет гидрогеологических параметров водоносного горизонта, которыми, как правило, и лимитируется максимальная производительность скважины.

Практика, связанная с абсолютным игнорированием опытно-фильтрационных работ, которая существовала ранее, или осуществление исследований кратковременного типа, по сути должно прекратиться. Важно дополнить, что отсутствие твердых требований в плане организации подобных работ и, как следствие, их невозможность (отсутствие желания и необходимости) привели к существенному снижению квалификации гидрогеологов.

Выводы

реестр лицензий на добычу подземных вод Из приведенного материала следует вынести то, что для проведения работ, связанных с лицензированием скважин, необходимо искать профессиональных гидрогеологов. Стоит обратить внимание на качество проведения ими опытно-фильтрационных работ и не забывать о том, что продолжительность таковых варьируется от 1 до 3 суток. В разы лучше, если специалистами предлагается осуществление интерпретации их деятельности на численных моделях гидрогеологического плана, которые имитируют процесс проведения работ опытно-фильтрационной направленности.

Помимо этого, нельзя упустить из виду пункты 18 и 29 статьи четвертой, ведь именно в них содержатся актуальные требования, которые касаются в первую очередь необходимых мер в процессе бурения новых, а также ремонта уже существующих скважин. Ярким примером здесь может служить предотвращение разгерметизации обсадной колонны, которая изолирует водоносные горизонты. Сюда же необходимо отнести требования, относящиеся к недопустимости выпуска подземных вод, которые добываются, однако не предусматриваются проектом.

Все приведенные сведения свидетельствуют о том, что в процессе выбора буровой компании не нужно ориентироваться на низкую цену погонного метра бурения, ведь несоблюдение технологии строения скважины в дальнейшем может привести к существенному нарушению требований со стороны законодательства, а также необходимости ремонта сооружения. А это так или иначе производится намного сложнее и является более затратным, чем бурение «с нуля». Помимо этого, может иметь место ликвидация скважины, что также не считается положительным моментом, ведь в случае ликвидации сооружения проблем может быть намного больше, чем при ремонте. Подобное положение дел непременно может привести к штрафам за нарушение действующего законодательства касательно защиты вод подземного типа от загрязнения.