Рубрики

Методика проведения антикоррупционной экспертизы: особенности, требования и правила

На протяжении всего развития мирового сообщества каждое государство сталкивалось с таким социальным негативным явлением, как коррупция. Не исключением в данном случае является РФ, которая на протяжении многих лет борется с коррупцией. На современном этапе реализуется комплекс мероприятий, направленных на борьбу и профилактику взяточничества. К числу таковых относится введение механизма проведения антикоррупционной экспертизы, которая направлена на нормативно-правовые акты и их проекты. Как это происходит на практике? Давайте разберемся, что это - антикоррупционная экспертиза, как он реализуется и для чего нужна.

Правовое регулирование экспертизы

Принятие федерального закона

На территории РФ действует два основных документа, регламентирующих порядок и условия проведения антикоррупционного исследования. Это ФЗ от 17 июля 2009 года № 172. В нем заложены основные принципы, методика проведения антикоррупционной экспертизы, регламентирован круг лиц, работа которых порождает право на проведение данного вида исследования. Сформирован перечень объектов экспертизы, то есть те документы, которые должны быть проверены на наличие коррупциогенных факторов. Сформирован порядок формального закрепления результатов проведенного анализа и исследования документов. Также в дополнение ФЗ Правительством было издано специальное Постановление 26 февраля 2010 г. Наименования этих документов так и звучат - "Об антикоррупционной экспертизе".

Краткая характеристика исследования

Для того чтобы разобрать правила проведения антикоррупционной экспертизы, необходимо обратиться к понятию института. Третьякова Е. Д. под экспертизой признает деятельность компетентных и уполномоченных на то физических или юридических лиц, сущность которой сводится к проведению исследования НПА и (или) проектов НПА, а также иных правовых документов. Целью такого исследования является выявление в документах коррупциогенных факторов, а также дача мотивированного заключения с рекомендациями.

Дав краткое определение институту, перейдем к основным правилам и методике проведения антикоррупционной экспертизы, ведь очень важно в современных условиях развития общества понимать сущность этого явления.

Объекты

Прежде всего важно определить, какие объекты подпадают под антикоррупционное исследование. Под объектами понимается та категория документов, которая может исследоваться и анализироваться на факт наличия коррупциогенных факторов. К ним относятся:

  1. Проекты различных федеральных законов, сюда же относятся и проекты Указов Президента, Постановлений Правительства и иных документов, сила которых распространяется на всю РФ.
  2. Проекты стратегий или концепций, в ходе выполнения которых реализуются уже действующие федеральные законы или проекты таких законов.
  3. Нормативные акты, которые издаются исполнительными органами. Они должны затрагивать любые интересы человека, устанавливать правовой статус организации.
  4. Нормативные акты, которые распространяют свое действие на территории определенного субъекта РФ.

Это первая составляющая методики проведения антикоррупционной экспертизы. Далее перейдем к субъектам, то есть тем лицам, которые обладают компетенцией на проведение экспертизы.

Субъекты исследования

Как говорилось ранее, под субъектами понимаются те лица, которые имеют право на проведение данного вида исследования. Исследование могут проводить как юридические, так и физические лица. Единственным условием является получение специального разрешения у Министерства юстиции. В результате лица приобретают статус независимых экспертов, которые в соответствии с методикой должны проводить полноценное исследование.

Требования к субъектам исследования

Зал заседаний и дискуссий

Одним из важнейших составляющих правил проведения антикоррупционной экспертизы являются те требования, которые закон выдвигает для субъектов. Основными требованиями являются:

  1. Наличие высшего образования.
  2. Стаж работы желательно не меньше 5 лет.
  3. Многие высказываются за введение обязательного специального обучения, по результатам которого сдается квалификационный экзамен.

Те лица, которые подходят по этим немногочисленным требованиям, могут подавать заявку в Министерство юстиции, в котором на конкурсной основе отбираются претенденты. Списки прошедших и получивших аккредитацию выкладываются на официальном сайте Минюста РФ и Минюстов субъектов РФ.

Сущность методики

Проведение экспертизы

Методика проведения антикоррупционной экспертизы НПА является основой для работы экспертов, о которых ранее шла речь. С целью обеспечения фактической обоснованности, объективности, а также проверяемости полученных результатов, экспертиза для каждой нормы проводится в отдельности. Изучается каждое положение, в результате чего выявляются коррупциогенные факторы. Под ними закон понимает несоразмерно широкие рамки усмотрения или благоприятная почва для необоснованного применения исключений из правил. Второй составляющих таких факторов являются трудновыполнимые или неопределенные требования, которые направлены на граждан или юридических лиц.

Первая группа факторов

Структура закона

Законом регламентирована методика проведения антикоррупционной экспертизы, где четко указываются те ситуации, когда можно говорить о наличии коррупциогенных факторов. Повторимся, первой группой является создание слишком широких рамок усмотрения и благоприятная обстановка для необоснованного применения исключений из правил. В число этой группы включены:

  1. Неопределенность или вообще отсутствие сроков выполнения тех или иных действий, повторяющиеся полномочия подразделений, структур или органов.
  2. Появление возможности, позволяющей должностным лицам совершать действия по формуле "вправе", когда в принципе не ограничены возможности правоприменителя.
  3. Возможность введения исключений из общего правила по усмотрению должностного лица.
  4. Наличие большого количества отсылочных норм, которые делают ссылку на другие нормативные акты (чаще всего, это не один нормативный акт). Такая ситуация также формирует благоприятную среду для процветания коррупции.
  5. Нарушение прав и обязанностей, компетенции должностных лиц. Нормативный акт возлагает те компетенции, которые вообще не имеют отношения к тому или иному органу, подразделению.
  6. Отказ от конкурсов и аукционов, который создает почву для активности монополистов.

Вторая группа факторов

Проекты концепций и стратегий

Второй важнейшей составляющей методики проведения антикоррупционной экспертизы является еще один блок коррупциогенных факторов. Под ним понимаются трудновыполнимые, слишком обременительные для человека или организации требования. Закон к ним относит следующие случаи:

  1. Формирование завышенных требований к человеку для реализации того или иного права, данного ему законом.
  2. В том случае, если органу или подразделению дано право заявителя, и норма создает условия для злоупотребления этим правом, необходимо ее устранить.
  3. Неправильность формулировки, когда юридический язык применяется двусмысленно и нет четкости в постановке положения.

Это были основные положения методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов. Для полного понимания вопроса нужно определить порядок проведения исследования.

Механизм проведения экспертизы

В первую очередь необходимо разработать проект закона, Указа, Постановления или иного документа. В течение суток после разработки проекта, он выкладывается на специальном портале. При этом ссылка на него дается в законе. После чего эксперты в порядке очереди рассматривают и анализируют каждый нормативный акт. При этом все нормы рассматриваются самостоятельно, независимо друг от друга. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения. При этом, оно составляется только в том случае, если коррупциогенные факторы найдены. Если проект "чист", составление заключения не требуется.

Проблемы и особенности экспертизы

Отказ от взятки

Проанализировав методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, можно уделить некоторое внимание проблемам данного института. Ввиду того, что он сравнительно новый, некоторые проблемы все же есть.

Помимо отсутствия полноценного разработанного определения антикоррупционной экспертизы, закон не содержит классификации данного вида исследования. Именно поэтому на региональном уровне законодатель устанавливает свою дифференциацию. В результате этого нет единства и согласованности на федеральном уровне.

Недостаточно налажено и взаимодействие разных государственных органов на региональном, муниципальном уровнях, общественных организаций по вопросам проведения экспертизы. Так, например, в Челябинской области, если выявлены нарушения, эксперт составляет заключение и направляет его обратно органу, составившему проект НПА. После доработки проект представляется в Государственно-правовое управление Правительства региона. В то время, как в Республике Татарстан копия составленного заключения направляется в Прокуратуру Республики.

Статистика

Дача взятки должностному лицу

Анализ региональных нормативных актов Челябинской области показывает, что субъектами экспертной деятельности часто выступают правовые службы в сфере исполнительной власти либо отдельные организации и предприятия. На территории Челябинской области сформировано Управление, которое работает в области анализа и проверки документов на наличие нарушений, которые могут спровоцировать акты коррупции. В 2017 году проведены 1967 экспертиз. В числе документов были 922 акта, которые уже действуют, 160 проектов таких актов, которые распространяются исключительно на территории субъекта, 1 устав муниципального образования, 397 поправок в муниципальные документы, 487 изменение в уставах муниципальных образований. По сравнению с 2016 годом, количество документов, выносимых на проверку экспертами, уменьшилось на 18%. Несмотря на это, исследование пользуется популярностью не только на примере региона, но и во всей РФ.

Перспективы развития

Символ правосудия

Очень важно понять перспективы совершенствования методики проведения антикоррупционной экспертизы.

Отсутствие единого подхода к проведению исследования порождает множество сложностей на практике. Прежде всего, это снижает эффективность данного вида исследования. Необходимо внести поправку в закон, сформировав полноценное определение антикоррупционной экспертизы правовых актов. Кроме того, необходимо систематизировать работу ветвей власти на уровне субъектов, объединив опыт всех регионов и привести к единообразию федеральное законодательство относительно субъектов (требований к ним), объектов исследования, взаимодействия организаций и государственных структур.

Мы можем сказать, что, принимая институт экспертиз в данном направлении, государство сделало большой шаг в борьбе с проявлениями коррупции. В том случае, если в дальнейшем данный вид исследования будет развиваться и дополняться, мы можем постепенно снижать уровень коррупции в стране.