Банковский надзор в Российской Федерации выступает в качестве одной из форм госрегулирования деятельности финансовых организаций. Возникновение этого вида контроля обуславливается переходом к рыночной системе, спровоцировавшим развитие конкуренции между денежно-кредитными структурами. Это, в свою очередь, обострило финансовые риски. Для их снижения был принят ряд законодательных актов, регламентирующих государственное вмешательство. Рассмотрим далее основные проблемы банковского надзора в России.
Общая характеристика
Банковский надзор в РФ распространяется не только на организации, непосредственно предоставляющие финансово-кредитные услуги, но и на посредников. Рассматриваемый вид госрегулирования характеризуется рядом признаков. В первую очередь, по роли в рыночной экономике банковский надзор выступает как обязательный институт, регламентирующий конкурентные отношения между финансовыми структурами. Это объективно обусловленный процесс, которым завершается стадия централизации кредитно-денежной политики власти. По своей сущности банковский надзор выступает как императивное, закрепленное в законодательных актах государственное вмешательство в рисковую деятельность финансовых предприятий. Этот контроль является формой защиты власти собственности кредиторов.
Назначение
Банковский надзор в РФ осуществляется для формирования наиболее благоприятных условий деятельности финансово-кредитных структур. Главной целью этой формы контроля выступает обеспечение надежного и безопасного их функционирования. Государство стремится защитить интересы вкладчиков. Достижение указанной цели возможно поэтапным и последовательным исполнением операционных и промежуточных задач.
Специфика работы организаций
Работа банков, выступающих в качестве финансовых посредников, должна быть прибыльной и социально-направленной. Получение постоянного дохода обеспечивает платежеспособность и самодостаточность финансового сектора, обеспечивает воспроизведение денежно-кредитных ресурсов. Социальная направленность предусматривает доступность услуг для населения, наращивание депонентов.
Промежуточные задачи
Банковский надзор устанавливается для обеспечения собственной и общественной эффективности финансовой системы. Первая означает такой результат деятельности организаций, при котором уровень доходов позволяет максимизировать прибыль и возместить убытки по неликвидным активам. Это позволяет сформировать реальный потенциал для компенсации рисков за счет собственных средств банковских структур. Это соответствует принципу экономического распределения ресурсов. Общественная эффективность – результат деятельности финансовых организаций, способствующий совершенствованию хозяйственной системы страны в целом и создающий наиболее выгодные для социума цены. Параметры достижения промежуточных целей находятся в зависимости от политики надзорных органов, в рамках которой выбирается или приоритет какой-либо из них, или компромисс.
Контрольная структура
В качестве органа, уполномоченного вести банковский надзор, выступает ЦБ. Он постоянно контролирует соблюдение кредитными структурами и финансовыми группами положений отраслевого законодательства, установленных нормативов. Надзор Центробанка выступает в качестве средства пруденциального регулирования. В данном случае деятельность рассматривается в узком смысле. Проще говоря, ЦБ устанавливает надзор за конкретными банковскими структурами, как за элементами системы. Усиление контроля может обуславливаться общими интересами укрепления сектора (например, необходимостью совершенствования управления системными рисками). Вместе с этим проявляются и проблемы банковского надзора в РФ. Подконтрольная кредитная структура может потерять свои преимущества в сфере конкурентных отношений. Сведения о том, что финансовая организация находится под интенсивным надзором, могут вызвать сомнения в надежности у ее клиентов.
Классификация
Банковский надзор можно разделить на виды по разным критериям. Общая классификация предполагает выделение функциональных форм контроля в зависимости от предмета и институциональные – в соответствии с субъектом. Банковский надзор разделяется по специфике финансового, нормативного, экономического содержания деятельности кредитных организаций. Именно она выступает в качестве предмета контроля. По нормативному признаку выделяют две формы надзора: финансовый (пруденциальный) и общий (юридический). В рамках контроля уполномоченная структура осуществляет лицензирование кредитных организаций. Кроме этого, неотъемлемым направлением работы ЦБ выступает обеспечение текущего надзора за выполнением финансовых нормативов, предписаний самого Центробанка, а также положений законодательства. Контроль различается и в зависимости от содержания деятельности подконтрольных структур. Так, выделяют надзор валютный и связанный с обслуживанием средств бюджета.
Место проведения
Это еще один признак, по которому классифицируется банковский надзор. В зависимости от места выполнения, он может быть контактным или дистанционным. Последний предполагает наблюдение за деятельностью финансовых структур на основании бухгалтерских и прочих отчетных документов. Контактный надзор представляет собой непосредственную проверку работы организаций. Они выполняются представителями Центробанка, выезжающими на место осуществления ими деятельности. Для этого в структуре ЦБ предусмотрены специальные подразделения. В частности, создан Департамент инспектирования и соответствующие территориальные структуры.
Заключение
Поддержание собственной результативности банковского сектора обеспечивается стимулированием прибыльного и невысокорискованного функционирования каждой финансовой структуры. В случае падения ликвидности должны своевременно приниматься управленческие решения, в том числе в условиях чрезвычайного кредитования. Достижение общественной эффективности становится возможным за счет включения в состав тактических (операционных) целей соблюдения технической (оказание услуг по минимально возможной стоимости, с точки зрения расходов населения), аллокационной (работа по ценам на уровне показателей предельных издержек банков), общественно-экономической результативности всей системы. Она должна подразумевать такой итог деятельности, при котором становится возможной трансформация поступающих депозитов в новый функционирующий капитал (ссуды).