Рубрики

Интересные факты из жизни Соитиро Хонды. Каким он был?

Что мы знаем о японском бизнесе? Ну да, всем известно, что жители Страны восходящего солнца очень прилежны, старательны и трудятся усердно, создавая всякие технические чудеса. Из этого следует, что люди они особенные, и нам никогда такими не стать. И традиции у них древние, и технологии суперсовременные. А ведь многие забывают, что менее века назад японская техника выглядела как-то не очень. И часы там подделывали под российские «Павел Буре», и продавали их на вес, по цене металлолома. Но это всё, конечно, в прошлом. А как создавалось японское экономическое чудо? Кто стоял у истоков этого интереснейшего процесса? Представляется весьма занимательной история успеха Соитиро Хонды, создателя фирмы, прославившейся производимыми ею мотоциклами и автомобилями. Каким он был человеком? В самом ли деле он проявлял педантизм, свойственный, по распространённому мнению, всем японцам? Лучше любых жизнеописаний его охарактеризуют некоторые эпизоды биографии. К ним не прибавить и от них не убавить…

Хонда

Семейный бизнес

Род деятельности отца Соитиро тоже имел отношения к транспортным средствам, правда, не совсем к производству, а к их ремонту. Хонда-старший скупал в японской столице старые велосипеды, приводил их в порядок и снова продавал, но уже, естественно, дороже. Сын помогал своему отцу с малых лет. Очевидно, интерес к технике был либо наследственным, либо приобретённым в процессе труда. А возможно, что и то и другое одновременно.

Хонда

Запах автомобиля

Уже в зрелом возрасте Соитиро Хонда нередко вспоминал, как в своём детстве испытал столь сильный восторг от вида автомобиля, что даже собрал в ладошку смесь песка с каплями машинной смазки и вдыхал запах этого неведомого ему дотоле вещества. Вероятно, позже он понимал, что появление масла на грунте объясняется утечкой из картера, то есть недостаточно качественной сборкой или неисправностью, но произошедший много лет назад случай всё равно считал своеобразным «причастием» на пути к своему будущему.

мопеды

Сын, отец и самолёт

Еще задолго до Первой мировой войны на аэродроме Хамаматсу приземлился аэроплан, и весть об этом достигла деревни, в которой жила семья Хонда. Соитиро на отцовском велосипеде без спросу рванул туда. Возвращаясь домой, он ожидал хорошей трёпки, к которой, впрочем, был морально готов, полагая, что увиденное чудо того стоит. К его удивлению, отец отнёсся с полным пониманием и вместо наказания потребовал подробнейшего описания технических деталей устройства летательного аппарата.

Хонда

Первая работа

Соитиро работал в токийской автомастерской Art Shokai с пятнадцатилетнего возраста, устроившись туда сразу после школы, для чего пешком преодолел 360 километров (о вакансии он узнал из газетного объявления). Деревенскому пареньку доверили лишь уборку и стряпню, но после окончания трудового дня позволяли участвовать в работе другого цеха, где собиралась гоночная машина. Большой пожар, случившийся во время землетрясения 1923 года, стал переломным моментом в судьбе Соитиро – ему удалось отличиться. Он спас из пылающего гаража три автомобиля, не имея при этом никаких навыков вождения. После этого отношение к подмастерью изменилось, ему позволили работать самостоятельно, и он собрал свою собственную гоночную машину, победившую на ралли в городе Цуруми.

фирма

Патент на диск

Пожар в Токио стал причиной ещё одного важного успеха Хонды. Он запатентовал идею цельнометаллического колеса, на которое монтировался скат. До этого спицы изготовлялись из дерева. Интересно, что идея возникла не по причине стремления к прочности или других технологических соображений. Металлическое колесо, по мнению Соитиро, не должно было сгореть при пожаре.

Хонда

Любитель погулять

Вопреки мнению о педантичных и патологически аккуратных японцах, сложившемуся на основе технологических достижений двадцатого века, Хонда был большим весельчаком и любителем похулиганить. Его «боевой путь» отмечен многими полицейскими протоколами, составленными в питейных заведениях, где, по мнению Соитиро, к нему относились недостаточно учтиво. Расплатой за это практически всегда был погром.

Хонда

Риск – дело благородное

Будучи молодцом во всём, что касалось ухарской гульбы, Хонда, конечно, не забывал о своём главном призвании, но и в нём проявлял незаурядную лихость. В 1936 году скорость 120 км/час считалась очень высокой, по крайней мере в Японии, и этот рекорд поставил Соитиро во время гонок, проходивших вблизи Токио. Правда, это достижение едва не стоило ему жизни. Автомобиль столкнулся с другим болидом, взлетел в воздух и трижды перевернулся. Выпавший из кабины Хонда сломал левую руку, вывихнул плечо и разбил лицо. Его рекорд скорости продержался десятилетие.

Хонда

Поршневые кольца и спирт

Первая фирма, основанная Соитиро Хондой, не носила его имени, а называлась Tokai Seiki и производила поршневые кольца. Когда Япония начала воевать сначала с Китаем, а потом и во Второй мировой войне, главными клиентами этого предприятия стали производители вооружений. 40% всех поршневых колец двигателей императорской военной техники (кораблей, самолётов и проч.) производились Tokai Seiki. Хонда впервые стал по-настоящему богатым, но ненадолго. Завод разбомбила американская авиация в 1945 году, после чего фирму вместе с торговым знаком приобрела «Тойота» за 450 тыс. ¥. На часть вырученных денег (10 тыс. ¥) Соитиро накупил спирта (целую цистерну) и целый год «обмывал» сделку. А ещё говорят, что в России любят выпить…

Хонда

Мопеды

Вообще-то это были даже не мопеды, а велосипеды с моторчиками. Второе предприятие называлось «Технологическим исследовательским институтом Хонды», и представляло собой кустарный цех, на котором традиционное транспортное средство послевоенной Японии оснащалось двухтактным мини-двигателем, применяемым для питания переносных генераторов армейских радиостанций. Топливо, то есть пихтовое масло, заливалось в резиновую грелку, подвешиваемую на раму. «Технологический исследовательский» произвел полторы тысячи «чух-чухов» (так называли эти мопеды). Заработав на них начальный капитал, Соитиро разработал свой собственный двигатель, ставший через два года (1948) главной продукцией новозарегистрированной «Хонда Мотор Компани».

мопеды

«Мечта», мотоцикл

Первый мотоцикл, оснащённый двухтактным двигателем, был изготовлен на «Хонде» в 1949 году и назывался «Мечта». Затем появилась следующая модель - «Супер-Каб», успех которой в США был обусловлен в первую очередь очень привлекательной ценой. Труд в Японии тогда стоил недорого, но дело было не только в этом. В этих условиях работал не только Хонда, но и другие производители, однако он опередил почти всех.

фирма

Прикладной маркетинг, зубы и саке

Соитиро Хонда умел принять клиентов и имел к ним подход. Он усердно угощал «дорогих гостей». Во все биографические источники вошёл случай, ставший классикой прикладного маркетинга. Когда у одного из крупнооптовых покупателей, изрядно «принявшего на грудь» саке, во время банкета изо рта выпала вставная челюсть прямо в выгребную яму, глава фирмы не побрезговал извлечь её оттуда собственной рукой, промыл протез и тут же вставил его себе поверх зубов, при этом пританцовывая. Он сумел спасти сделку, оказавшуюся под угрозой.

Хонда

Самокритика

Допустив ошибку и ощутив её результаты, Хонда никогда не пытался переложить вину на других и таким образом спасти свой авторитет, а признавал очевидный факт. Известна его ироническая поговорка, которая в вольном переводе на русский язык звучала бы так: «Зато я никогда не наступал на одни и те же грабли дважды!»

Хонда

Кулак и ярость

Некачественная работа настолько выводила из себя Соитиро Хонду, что виновному приходилось стремительно спасаться бегством. Если нерадивому сотруднику удавалось увернуться от летящего вслед гаечного ключа, то это считалось большим везением. Впрочем, при всей своей строгости глава фирмы всегда славился справедливостью. Соитиро Хонду звали за глаза «мистером Громом». Он был вспыльчив, но отходчив.