Рубрики

Подсвеченные глаза актеров: создатели вспоминают о съемках "Человека-амфибии"

В 1962 году вышел культовый фильм «Человек-амфибия». Он имел просто огромный успех, которого никто не ожидал. Это фантастическая драма Александра Беляева. Об экранизации подумывали даже в кинокомпании «Уолт Дисней», а в «Ленфильме» сценарий лежал на полке на протяжении 10 лет. Никто не решался начать над ним работать, так как всех пугали различного рода технические сложности, в частности, проведение подводных съемок.

Владимиру Чеботареву и Геннадию Казанцеву удалось фантастическим образом сделать то, чего многие опасались. Зрители пришли в самый настоящий восторг от голубоглазого загорелого красавца Ихтиандра и его Гуттиэре. Вот некоторые воспоминания создателей этого культового фильма.

Где проходили съемки?

Так как бюджет картины был более чем скромным, все съемки проходили в Крыму, в бухте Лапси, которая отличается прозрачной и очень красивой водой. Чтобы воссоздать иллюзию красивого и удивительного подводного многообразия, которое характерно для экзотического моря, Розовский смог придумать специальное приспособление.

Для этого он взял прозрачный раструб, в который были запущены красивые разноцветные рыбки. Его во время съемки надевали прямо на объектив камеры. У рыбаков приобрели нескольких акул-катранов и дельфинов, которых после съемок отпустили на волю.

Особенности выбора актеров

На роль Гуттиэре и Ихтиандра специально подбирали молодых людей с яркими голубыми глазами. В глазах сына хирурга Сальвадора должно было отображаться море, а у его любимой девушки – небо. На тот момент 17-летняя актриса Анастасия Вертинская была уже известна, так как снялась в роли Ассоль в фильме «Алые паруса», а вот 21-летнего актера Коренева до этого никто не знал.

На роль Ихтиандра пробовали нескольких именитых актеров, однако все было не то. Ассистенту режиссера порекомендовали попробовать на роль студента ГИТИСа, которым был Коренев.

Исполнившему роль злодея Педро Зурито Михаилу Козакову на момент проведения съемок было 27 лет, и эта роль стала не первой принесшей ему всемирную известность. Изначально планировалось, что играть Педро будет Ефим Копелян, однако худсовет не поддержал его кандидатуру. Именно тогда и появилась идея любовного треугольника.

Особенности взгляда главных героев

В картине делается акцент на удивительных и очень красивых глазах Гуттиэре и Ихтиандра. Как говорил главный оператор, ему просто захотелось создать поистине особенный и неземной взгляд главных героев, которые были как будто рождены друг для друга.

Должен был получиться взгляд, в котором отображались бы все наиболее яркие краски стихии. Для этого с двух сторон от актеров устанавливались специальные осветительные приборы с зеленоватыми и голубоватыми фильтрами, которые просвечивали глазное дно, в результате чего цвет глаз превращался в лазурно-голубой.

Особенности спецэффектов

В условиях постоянного недостатка финансов фильм спасала исключительно фантазия и высокий уровень профессионализма всех членов съемочной группы. Чтобы сделать уникальный комбинезон для Ихтиандра, костюмеры вырезали чешуйки из старой кинопленки, а затем покрасили их и вручную пришили.

Сам же костюм был сделан из плотного и эластичного материала, из которого изготавливали женские колготки. Как вспоминал сам актер, получилось достаточно красиво, однако в таком наряде было жутко холодно.

Во время съемок одежда практически мгновенно намокала, и Коренев сильно замерзал. Когда актера поднимали из холодной воды, сразу же надевали шубу и давали выпить кофе с коньяком. Через время под костюм нашили специальную подкладку из поролона. Однако от этого результата было мало, и тогда костюмеры сделали резиновые трусы и рубашку. Под них проникала вода, согревалась от тела, и было достаточно тепло.

Анастасии Вертинской повезло немного больше, так как она носила роскошные платья. Костюмеры создавали прекрасные наряды для актрисы, вдохновением для которых послужила коллекция Диор.

Знаменитая песня

Специально для фильма композитор Андрей Петров написал звучную и запоминающуюся «Песенку о морском дьяволе». За основу были взяты стихи поэта Соломона Фогельсона.

В первоначальном варианте было три куплета, а певица во время выступления сбрасывала часть одежды. Однако это вырезали, так как сцена не прошла цензуру. Куплетов осталось всего лишь два. Песню исполнила Нонна Суханова, а роль певицы сыграла модель Нина Большакова.

Подводные съемки

До работы над этим культовым фильмом у Владимира Чеботарева уже был некоторый опыт съемок научно-популярных лент, и он понимал, как именно осуществить этот сложный замысел.

Режиссеров нисколько не смутил тот факт, что актеры не занимались подводным плаванием, а Вертинская и вовсе плохо держалась на воде. Перед началом съемок актеры прошли обучение в Институте физкультуры. В качестве консультанта пригласили сотрудника института и аквалангиста Владлена Кебкало, а также привлекли настоящего чемпиона СССР Рэма Стукалова.

Съемками этого удивительного фильма заинтересовался даже знаменитый Жак Ив Кусто.

Приглашение Кусто

Владимир Чеботарев рассказывал, что для того чтобы уточнить особенности проведения подводных съемок, он связался с Кусто. В то время Жак Ив уже был известен, многие видели его удивительные фильмы. Все удивлялись тому, как он мог входить на глубину 80 метров в чистой, прозрачной воде.

Это были просто уникальные возможности, о которых в то время никто даже мечтать не мог. Кусто заинтересовался съемками фильма и изъявил желание приехать, однако в Министерстве культуры не выделили для этого нужной суммы денег. Объяснили тем, что это детский фильм, и бюджет ограничен. Хотя сразу было понятно, что картину будут смотреть люди всех возрастов - с 8 и до 80 лет.

Особенности подводной съемки

Актер опускался вместе с инструктором под воду. Как только он добирался до нужного места, делал вдох. Далее инструктор вынимал из его рта загубник, забирал акваланг и отплывал, чтобы не попадать в камеру.

Коренев и Вертинская играли столько времени, сколько могли удерживать воздух. Это примерно минута, затем им снова давали акваланг, и они немного отдыхали до съемок следующего эпизода. Таким образом, все сцены были отсняты под водой. Особенно сложные и опасные моменты выполняли профессиональные каскадеры, однако многие трюки актеры делали самостоятельно.

Сложности съемок

Как вспоминает актер Коренев, дублер заменял его иногда не только в воде, но и на суше. Стоит вспомнить момент, когда Ихтиандр, на котором надеты наручники, разбегается и прыгает в море со скалы. Все было отснято одним кадром без последующего монтажа.

На самом деле бежал Коренев, однако прыгал каскадер Владимир Иванов. Несколько раз актер едва не лишился жизни. Например, во время съемок эпизода, когда Ихтиандра опускают на цепи в море.

Коренева привязали цепями и бросили в воду. Другой конец огромной 60 метровой цепи случайно выскользнул из рук матроса и потянул актера на дно. Все обошлось хорошо - его вовремя вытащили из моря.

Чтобы сыграть в сцене, где на Гуттиэре нападает акула, актрисе Анастасии Вертинской пришлось научиться у подводников травить воздух. Она должна была тонуть. Для этого требовалось выпустить из легких воздух и, задержав дыхание, плавно опуститься на дно, лечь на песок и пролежать несколько секунд. Чтобы актрисе было проще, к ней прикрепили тяжелый свинцовый водолазный пояс, вес которого составлял 10 килограмм.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание