Рубрики

Делу - время, а потехе - час: как прокрастинация увеличивает нашу продуктивность

Привычку откладывать важные дела сложно отнести к положительным чертам. Есть множество исследований, которые показывают негативные последствия данного подхода к управлению временем. Люди, привыкшие откладывать, хуже справляются со своими обязанностями и чаще сталкиваются со стрессовыми ситуациями. Казалось бы, отношение к прокрастинации должно быть однозначно негативное. Тем не менее в определенных формах проявления она может сделать человека более продуктивным.

Дурная привычка

Само по себе откладывание дел нельзя назвать прокрастинацией. Ни один человек не застрахован от изменений в планировании дел, которое может быть обусловлено множество факторов, в том числе уважительных. Прокрастинацией называют именно привычку переносить дела ради более приятных форм досуга. Если такое поведение проявляется регулярно, то впору задуматься о пересмотре устоявшейся модели поведения. Принципиальный минус прокрастинации заключается в том, что она не приносит никакой выгоды, а только вред. Даже если учесть факт осуществления желаний человека взамен нелегкой трудовой деятельности, это вовсе не делает его счастливым, а в большинстве случаев оборачивается проблемами разного свойства.

Другое дело, что есть механизмы управления прокрастинацией, которые все же позволят извлечь из нее выгоду. Даже выдающиеся мировые таланты были подвержены данной привычке, что, впрочем, не мешало им создавать великие произведения искусства. Таким, например, был Вольфганг Амадей Моцарт, написавший увертюру к опере «Дон Жуан» после гулянок с друзьями наутро прямо в день премьеры.

Отказ от планирования дел

Условная методика организации своей жизни за счет отказа от планирования позволяет иначе взглянуть на проблему прокрастинации. Суть этой системы, которую более 30 лет назад предложил Нил Фиоре, заключается в использовании необычного графика. Он не имеет отношения к традиционным расписаниям и планам работы, поскольку содержит совершенно другие дела. Можно сказать, это легкомысленное планирование, однако его восприятие может дать человеку дополнительный потенциал как раз для реализации себя в работе. В графике должны указываться не важные дела с рабочими задачами, а формы досуга, которые приносят удовольствие. Например, это может быть поход с друзьями в кино, прогулка с собакой или просмотр сериала. Данные мероприятия едва ли найдут свое место в обычном расписании, но для прокрастинаторов их включение является фактической данностью независимо от содержания планов в расписании.

Идеальный режим дня

Плюс расписания с обозначением привлекающих форм досуга заключается в том, что оно позволяет соотнести график дел с их фактическим выполнением в наиболее приемлемом варианте. Как минимум прокрастинатор будет понимать, что его день пройдет максимально приближенно к установленным планам. Но самое важное заключается в другом. Изменение отношения к расписанию с его планами в лучшую сторону неизбежно скорректирует и отношение к работе. Ясность в понимании того, сколько времени останется на работу, в конечном итоге сделает блоки трудовых сеансов более контролируемыми.

Психологические корни

В понимании принципа действия беспланового метода не обойтись без самих истоков прокрастинации. Хотя на поверхности объяснение данной привычки может выражаться в понятиях лени и отсутствия самоконтроля, ученые видят в ней куда более глубокие причины. В частности, речь может идти о включении защитного механизма с последующим переключением человека на приятные формы досуга. Сам уход от важных и даже ответственных дел во многом обусловлен страхами перед сложностями их выполнения. Эти страхи и беспокойство берут верх над человеком, заставляя обращаться к более приятным занятиям. Отсутствие именно трудового плана исключает эффект негативного восприятия предстоящих дел, но в то же время не отвергает саму необходимость их выполнения.

Правило 15 минут

Поставив задачу устранения страхов перед предстоящими делами, Фиоре разработал правило 15 минут. Его суть заключается в том, что боязнь работы снижается за счет особого восприятия ее конкретных процессов. Фиоре не рекомендует в принципе воспринимать дела в полном объеме с охватом всего трудового дня. Он предлагает начинать с небольших кусков, в частности, уделяя этапу вхождения в рабочий процесс 15 минут. На этой стадии человек не думает о грандиозных планах, с которыми ему предстоит иметь дело. Он просто выполняет небольшие задачи, постепенно продвигаясь к выполнению всего объема.

Данный принцип укладывается и в общее психологическое свойство людей, которое выражается в боязни начала рабочего процесса. Первоначальный страх оказывается в разы значимее, чем фактические негативные ощущения, которые человек испытывает в ходе работы. Поэтому так важно правильно подойти именно к началу процесса, исключая преувеличенные страхи.

Право выбора

Еще один прием для сохранения работоспособности и повышения производительности в рамках прокрастинации – это изменение внутреннего языка обращения со своими обязанностями. Речь идет о том, чтобы перестать делать себя должным выполнять те или иные дела, даже если они фактически находятся в рамках обязательств. Куда более оправданно с точки зрения сохранения продуктивности говорить себе не «я должен», а «я выбираю».

Такое изменение стилистики обращения к условной работе снимает излишнее напряжение, вызванное чувством ответственности и страхами перед трудовым процессом. Если человек оставляет за собой право на выбор, это само по себе облегчает его задачи хотя бы в психологическом аспекте, что и является одной из главных целей прокрастинатора, желающего повысить продуктивность.

Полезное планирование

Элементы более или менее четкого планирования также не следует исключать. Главная задача в стратегии управления временем и делами сводится к смягчению психологического восприятия работы, однако в этом же русле могут быть интегрированы приемы таймменеджмента. Например, можно определить оптимальные часы продуктивности с учетом индивидуальных биоритмов. В принципе, концепция свободного рабочего графика дает массу возможностей для рациональной траты энергии в оптимальном физическом и психологическом режиме. Но и в этой модели не обойтись без организации отдыха и трудовой деятельности, иначе возникнет риск превращения жизни в хаос.

Отдых как стимуляция трудовой деятельности

Досуг в виде отдыха, ради которого прокрастинаторы часто жертвуют важными делами, является необходимым условием поддержания высокой производительности. Другое дело, что в данном случае речь может идти скорее о контролируемых блоках времени, которые также будут укладываться в расписание. Это могут быть 10-15-минутные перерывы, отвлечения на игры или даже сон в разгаре трудового дня. Неспроста в крупных компаниях отдыху сотрудников уделяется большое внимание именно по той причине, что он позволяет быстро восполнять энергию и снимать риски стресса от перегрузок.

Заключение

Использование прокрастинации для достижения положительных эффектов в рабочем процессе может стать реальностью, если изначально определить верное к ней отношение. Данную привычку следует рассматривать не как изъян или недостаток, а как естественное поведенческое проявление, у которого могут быть и плюсы, и минусы. Устранив психологические барьеры, которые мешают в полной мере реализовывать свой потенциал, прокрастинатор сможет организовать свою трудовую деятельность с более высокой степенью эффективности и без мучительных процессов перехода на новый распорядок дня.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание