Рубрики

Как выстраивать общение с конфликтным коллегой, который в каждом слове видит повод для ссор: 8 правил

Работа бок о бок с конфликтным коллегой, который постоянно критикует и видит в каждом слове повод для ссоры, может быть крайне сложной и эмоционально затратной. Однако есть несколько действенных правил и советов, придерживаясь которых можно научиться конструктивно выстраивать общение с таким человеком. Рассмотрим их ниже.

Сохраняйте спокойствие и нейтральный тон при любых разногласиях

Когда коллега начинает придираться и критиковать, постарайтесь не поддаваться эмоциям. Не повышайте голос, не переходите на крик или упреки в ответ. Это лишь разожжет конфликт. Оставайтесь вежливыми и тактичными, даже если коллега ведет себя вызывающе. Отвечайте спокойным тоном, без раздражения.

Хладнокровие и выдержка - ваши союзники в общении с проблемными, вспыльчивыми коллегами. Они помогут предотвратить эскалацию ссоры и перевести разговор в конструктивное русло.

Старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта

Когда он начинает придираться по любому поводу, не воспринимайте это как личную неприязнь. Постарайтесь максимально разобраться, что именно вызвало недовольство и критику с его стороны. Задавайте уточняющие вопросы спокойным тоном, чтобы понять суть претензий коллеги. Возможно, в его словах есть рациональное зерно, на которое стоит обратить внимание.

Объективный разбор конкретной ситуации поможет найти решение проблемы и избежать повторения подобных конфликтов в будущем.

Не воспринимайте критику и замечания как личную неприязнь по отношению к вам

Когда конфликтный человек придирается буквально к каждому вашему слову и действию, легко воспринять это как проявление антипатии в ваш адрес. Однако, скорее всего, причина кроется не в личной неприязни, а в особенностях характера самого коллеги.

Возможно, у него повышенный уровень тревожности из-за рабочих моментов, который он неосознанно компенсирует придирками к окружающим. Или же человек привык искать изъяны и ошибки в чужой работе, чтобы утвердить свою значимость.

Что бы ни было причиной придирок и критики, не принимайте все на свой счет. Сохраняйте невозмутимость и объективно разбирайте суть замечаний, а не их эмоциональную подоплеку. Это поможет наладить общение с таким сложным в плане взаимодействия коллегой.

Всегда предлагайте несколько конструктивных вариантов решения разногласий

Когда коллега-скандалист начинает придираться и критиковать, вместо ответных упреков постарайтесь предложить пару-тройку вариантов действий, устраивающих обе стороны. Например, если возник спор по поводу сроков или способа выполнения рабочей задачи, спокойно обозначьте альтернативы: "Давайте сделаем так, или так, или еще вот так. Что из этого вам больше подходит?"

Такой подход - предлагать выбор из нескольких компромиссных решений - поможет разрядить напряжение от конфликта. Коллега почувствует, что его мнение тоже учитывается. Это снизит обоюдную раздражительность, позволит найти такой вариант, который пусть и не идеален, но в какой-то мере устроит обе стороны.

Демонстрируйте открытость и готовность к диалогу

Даже если ваш коллега ведет себя неконструктивно, критикует по любому поводу, старайтесь сохранять открытую позицию по отношению к нему. Не замыкайтесь при обсуждении возникающих разногласий, а, наоборот, задавайте вопросы, уточняйте детали того, что именно его не устраивает.

Будьте готовы пояснить свою позицию, но и гибко воспринимайте аргументы оппонента. Не настаивайте на своем варианте как на единственно верном. Учитывайте мнение коллеги, даже если оно излишне категорично. Проявляя открытость и гибкость при обсуждении спорных вопросов, вы сможете наладить конструктивный диалог даже с таким сложным человеком.

Не давайте эмоциям накапливаться из-за мелких конфликтов

Порой из-за придирчивого характера такого человека, раздражение накапливается постепенно - от мелких споров и придирок по каждому поводу. Вместо того чтобы сдерживать обиду, лучше сразу же обсудить возникший вопрос.

Например, спокойно сказать: "Коллега, я заметил, что вы пытаетесь указать мне на недочеты в отчете. Давайте сядем, обсудим это, чтобы впредь избежать разночтений". Такой подход более конструктивен. Он не даст мелким разногласиям накапливаться до критической отметки и прорываться взаимными обвинениями и криками. Адресуя проблему сразу, можно найти ее решение, не доводя ситуацию до эмоционального взрыва.

После разрешения конфликта поблагодарите коллегу за совместную выработку решения

Даже если изначально повод для спора был надуманным и необоснованным, стоит проявить уважение к коллеге после того, как удастся урегулировать разногласия. Например, можно сказать: "Спасибо, что нашли время обсудить со мной этот момент. Ценю, что мы смогли найти решение. Теперь ясно, как лучше поступать в таких ситуациях впредь. Это пойдет на пользу нашей дальнейшей совместной работе".

Такая позитивная обратная связь и выражение признательности за конструктивный диалог окажут благотворное влияние на дальнейшие отношения с коллегой. Он почувствует уважение к своей позиции, и это существенно снизит вероятность новых конфликтов в будущем.

Делайте акцент на общих целях и задачах, а не на различиях во мнениях

Даже у самых сложных людей есть черты, которые можно использовать для налаживания диалога. Найдите рабочие моменты, в которых у вас и коллеги совпадают интересы и цели. Например, стремление выполнить проект в срок, получить премию, заслужить похвалу руководства.

Акцентируйте внимание именно на этих общих задачах, а не на разногласиях по мелким вопросам. Говорите: "Давайте сделаем все, чтобы уложиться в сроки и получить премию. Это же наша общая цель?" Такая стратегия поможет коллеге осознать, что вы "в одной лодке" с ним. Это существенно снизит потенциал для новых конфликтов и разногласий в будущем.

Придерживаясь этих правил общения, можно научиться находить подход даже к самому конфликтному коллеге. Главное – сохранять хладнокровие, стараться объективно разбираться в причинах разногласий, проявлять гибкость и открытость к диалогу. Это поможет сделать совместную работу более продуктивной и комфортной для всех.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание