Стратегия развития - ее создание, систематическая реализация и в целом стратегическое управление - это виды деятельности, которые не очень популярны среди руководителей малых и средних предприятий.
Как показывают исследования, предприниматели из этой категории компаний не чувствуют необходимости иметь письменную стратегию, а 15 % из них вообще не планируют будущую рыночную деятельность. Кроме того, очень часто можно услышать: жизнь меняется так быстро, что строить планы не имеет смысла, потому что их все равно придется менять в любой момент. Так что планирование является пустой тратой времени. Действительно ли стратегия развития - пережиток?
Стратегия не прихоть крупных компаний
Это правда - у компании нет обязательства иметь стратегию. Точно так же, как нет никаких обязательств для победы в конкуренции, в создании уникальной ценности для клиента или для непрерывного развития.
Вы можете просто бороться каждый день, чтобы выжить, понимая, что самый маленький кризис может стать пресловутым гвоздем в крышку гроба вашего предприятия. У каждого есть выбор.
Однако, если у предпринимателя есть амбиции построить бизнес, который является больше, чем просто источником его заработка, это будет практически невозможно сделать без стратегии.
Стратегия - это решение
Стратегия создана не для того, чтобы связывать вам руки, а для того чтобы напоминать вам в трудные моменты, кто вы, каковы ваши ценности, чем занимаетесь и почему. В результате размышлений и анализа при принятии решений нужно ответить на следующие вопросы:
- "Где мы работаем?" (Определение рынка, то есть места и клиентов.)
- "Как мы победим наших конкурентов?"
- "Чего мы должны достичь?"
- "Как мы собираемся это делать?"
У каждого есть выбор
Так что без стратегии вы можете работать вслепую, здесь и сейчас, не беспокоясь о завтрашнем дне. Однако, если вы обдумаете тему и сделаете правильные выводы, вы получите следующее:
- Четкое видение того, куда вы движетесь. Это важно для вас, поскольку существует множество соблазнов, которые могут отвлечь, а также множество трудностей, из-за которых вы теряете импульс. Стратегия развития - это ваш мотиватор. Когда приходит сомнение, вы знаете свой план, дисциплинируете себя и делаете свою работу. Стратегия развития важна для людей, с которыми вы работаете. Они с самого начала знают, чего вы хотите и как хотите. Они могут принять осознанное решение о том, хотят они присоединиться или нет.
- Текущая осведомленность о рынке. Чтобы иметь стратегию и возможность ее обновлять, вам нужно знать, как выглядит мир, как работает конкуренция, как формируются вкусы клиентов, какие угрозы возникают и какие возможности представляются.
- Расширение перспективы. Вы не можете просто жить своей повседневной борьбой с реальностью. Вам нужно дистанцироваться и увидеть свой бизнес так, как его видят другие. Стратегический менеджмент обяжет вас к этому.
- Измерение преимуществ. Вы хотите знать, где вы находитесь, выбран ли правильный курс, верны ли предположения. Благодаря этому вы исправляете свои ошибки и осваиваете новые знания. Вы не полагаетесь только на интуицию, мнения и прихоти.
- Фокусировка на цели. Вы перестанете делать то, что не дает желаемого успеха. Вы не будете тратить силы на то, что не приведет к достижению целей. Расстановка приоритетов станет проще и будет основана не на срочном, а на важном.
- Ваш авторитет, репутация и профессионализм возрастут. Если у вас есть стратегия, вы ее сразу ощутите. Она проявляется внешне в каждом вашем действии. И рынок это ценит.
Нужно ли записывать?
Определенно да! Согласно исследованию Калифорнийского университета, записывая цели, которых необходимо достичь, мы значительно увеличиваем вероятность их реализации. На целых 42 %! Кроме того, стратегия должна быть ясной и четко доводиться до сведения всех сотрудников, клиентов и деловых партнеров. Стратегия развития в голове хозяина бесполезна. Ею невозможно управлять, ее нельзя оценить, она не способствует сплоченности компании.
Контроль и проверка
Чтобы правильно реализовать стратегию, она должна быть разбита на задачи (операционные планы), и должны быть назначены лица, ответственные за выполнение этих задач. Кроме того, в каждом плане должны быть четко определены вехи, которые будут достигнуты в процессе, и график выполнения. Задачи, сопровождающие стратегию, невозможно будет реализовать, если мы не выделим на них соответствующий бюджет, людей и производственные мощности (технологии, ноу-хау). Наконец, планы действий должны быть «обернуты» соответствующими системами стимулирования, чтобы каждый участник максимально задействовал свою роль в выполняемой работе.
Стратегия - это продукт планирования, который напоминает цитату, приписываемую Эйзенхауэру: «План - это ничто, планирование – все». Следует учитывать, что планирование важно, особенно когда вы думаете о развитии и успехе. Страшно представить, что в такой нестабильной современной бизнес-среде кому-то приходит в голову идея, что он может добраться до места назначения без дорожной карты и компаса!
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание