Один из главных критериев в выборе партнера для бизнеса – его надежность. Иногда это качество даже более значимо, чем профессиональные навыки. И может показаться, что друзья и родственники оптимально подходят на эту роль. Но это обманчивое ощущение, поскольку на практике деловые отношения такого рода имеют еще больше уязвимостей, чем партнерство со сторонними лицами. И на то есть несколько веских причин.
Дружба и деловая совместимость – не одно и то же
Самый лучший друг необязательно окажется самым подходящим бизнес-партнером. Есть понятие деловой совместимости. И даже если дружба формируется на основе общих ценностей и жизненных взглядов, то сфера бизнеса может обнаружить прежде невидимые противоречия. Это может стать верными предпосылками для разрушения партнерского союза в будущем.
Трудности в определении ролей
В дружбе нет четкой иерархии, так как она по определению уравнивает ее участников. В бизнесе каждый участник получает определенную роль или функцию внутри четкой управленческой структуры. И когда одному участнику приходится быть подчиненным, а его другу – начальником, это тоже создает психологический дисбаланс.
Различия в целях
Бизнес-партнеры образуют деловой союз на почве конкретных интересов и целей, которые изначально оговариваются. Сама по себе дружба не может заменить этот момент объединения целей и задач. Если один партнер будет стремиться к долгосрочному развитию предприятия с постоянной подпиткой, а другой пожелает как можно быстрее получать максимальные доходы без обратных вложений, это также создаст основу для серьезного конфликта.
Негативные последствия неудач
Даже если отбросить все предпосылки к неудаче в бизнесе, обусловленной дружеским партнерством, есть общая статистика, согласно которой 50% малых предприятий в первые два года жизни разоряются. И независимо от причин краха негативные последствия неудачной предпринимательской деятельности прямо отражаются на личных взаимоотношениях между партнерами худшим образом.
Отсутствие опыта и знаний
Как правило, опытные и имеющие профессиональные знания в бизнес-сфере предприниматели стремятся заручиться поддержкой еще более квалифицированных партнеров. Они всегда ищут инвесторов и бизнесменов, которые выше их по статусу, ресурсной базе и другим показателям. Это помогает быстрее повысить и качество собственного бизнеса. С друзьями же чаще формируют партнерские отношения люди, которые желают обойтись «малой кровью», например, с небольшим вложением денег в предприятие. Это своего рода компромиссное решение. Оно удобно в начале пути, но в дальнейшем издержки все очевиднее будут перекрывать небольшие преимущества первого этапа.
Фактор эмоций
На каждом шагу, особенно при необходимости принятия важных и болезненных решений, перед партнерами будут возникать трудности психологического свойства. Именно дружба ставит проблему выбора между эмоциональной и рациональной сферами. И любой вариант будет сулить негативные последствия для той или иной сферы. А тяжелые и не самые приятные решения, касающиеся интересов партнера, в любом случае будут возникать.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание