Рубрики

Статья 80 ЗК РФ. Фонд перераспределения земель

В отношении оборота угодий сельскохозяйственного значения фонд перераспределения земель имеет важное значение. При его образовании особая роль принадлежала колхозам и совхозам, а также фермерским, крестьянским и личным подсобным хозяйствам. Такая возможность была предоставлена благодаря закону РСФСР «О земельной реформе» № 374.1. Процесс продолжился за счет принятия Земельного кодекса, а также закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ.

Понятие

Фондом называется государственная структура, представляющая собой базу, где указываются точные кадастровые и регистрационные данные. Ему посвящена статья 80 Земельного кодекса РФ. Законом предусматриваются определенные основания изъятия наделов в активы, а также другие способы формирования фонда. Главная задача этой структуры заключается в сохранении и реорганизации земель сельхозназначения.

Законом не установлен порядок, который обязывает сообщать весь состав фонда. Кроме того, государственные и муниципальные власти могут не предоставлять точные границы и местонахождение наделов, за исключением случаев, предусмотренных законом. Уполномоченные структуры должны распоряжаться соответствующими активами, так же, как и периодически проводить инвентаризацию, обновлять имеющиеся данные.

Сколько стоит земля

Преимущества реформы

На практике образование фонда перераспределения земель приобрело важное значение. Это показала статистика. Главная цель реформы заключалась в формировании фермерского и крестьянского хозяйства путем массового выхода владельцев долей земли из общей собственности на отдельные участки посредством выдела их в натуре.

С начала 1995 года регистрацию собственности на надел земли прошли почти 300 хозяйств. Из них приблизительно треть была образована на бывших территориях колхозов и совхозов. Но порядка двух третей участков выделены из фонда перераспределения земель. В то же время с начала действия реформы люди стали создавать огороднические, дачные, садоводческие товарищества и иные объединения. К середине 2000-х годов их было уже свыше восьмидесяти тысяч.

Источники создания

Когда Земельный кодекс еще не вступил в действие, формирование фонда перераспределения земель выполнялось согласно постановлению Президиума ВС РСФСР и Совета Министров №891-1. В соответствии с этим актом примерно 10 % земель было изъято из колхозов и совхозов для внесения в фонд. Из него планировалось обеспечить наделами для кошения сена и иных нужд крестьянские хозяйства.

Другим источником стали излишки наделов, которые появились в результате образования общей собственности при приватизации территорий колхозов и совхозов и их реорганизации. Регистрация прав должна была закончиться до 1993 года.

Еще одним источником образования фонда перераспределения сельскохозяйственных земель стали лесные наделы, которые не были заняты насаждениями, а также запасные территории.

Аренда земли

Приватизация

С этой целью в рамках районов, а также в самих совхозах и колхозах образовывались соответствующие комиссии. Они наделялись полномочиями по реорганизации и приватизации хозяйств.

В коллективе нужно было решить следующие вопросы:

  1. О форме собственности.
  2. О правилах написания заявления для получения участка, а также выкупа или аренды земли сверх установленной нормы. Должны определяться субъекты, которые могли бы получить наделы бесплатно.
  3. Об определении всей площади, относящейся к общей собственности.

Норма земли, которая предоставляется в среднем по району, определялась путем деления всей площади сельхозпредприятий на число граждан, задействованных в сельском хозяйстве, а также тех, кто ранее занимался соответствующей деятельностью. К последним относились пенсионеры, сотрудники социальной области и иные граждане. Местные власти вправе самостоятельно подбирать дифференцированную норму передачи наделов в собственность на безвозмездной основе, так как это зависит от плотности населения в тех или иных районах. В связи с этим нормы значительно отличались.

Фонд перераспределения сельскохозяйственных земель

Прекращение прав

Фонд перераспределения земель или земельных участков пополнялся за счет угодий, которые перестали быть собственностью в связи с условиями, предусмотренными в ст. 39 и ст. 40 Земельного кодекса, принятого в 1991 года. В частности, в них говорится:

  • о добровольном отказе от земли;
  • истечении соответствующего периода;
  • прекращения функционирования организации;
  • эксплуатации надела не по целевому назначению;
  • нерациональном пользовании;
  • периодической неуплате сбора в течение 2 лет и долга до конца следующего года;
  • неиспользовании угодий в течение года;
  • отчуждении в пользу местных властей.

Вскоре, в 1993 году, данные основания утратили силу.

Изменение законодательства

Правовой режим сменился в связи со вступлением в силу нового Земельного кодекса, так же, как и закона № 101-ФЗ. Изначально предлагалось 3 способа назначения фонда перераспределения земли. Об этом говорится в п. 2 ст. 80, а именно:

  • добровольного отказа;
  • передачи участка в пользу государства, если отсутствуют наследники;
  • изъятия в принудительном порядке в случаях, предусмотренных законом.

Затем ст. 80 ЗК РФ была дополнена указанием о включении в фонд территорий на основании Указа президента № 323 от 1991 г.

Многие специалисты сходятся во мнении о том, что новая редакция должна быть уточнена. Начало образования фонда связано с исполнением актов о земельной реформе. В то же время большая часть участков не коснулась приватизации.

Управление землями запаса

Как обстоит дело сегодня?

В фонд включаются участки, которые ранее не использовались или получены государственными органами при сделке. Согласно действующему Земельному кодексу в него входят следующие территории:

  1. Если нет субъекта, который собирается приобрести надел для использования в сельском хозяйстве, тогда его покупает муниципалитет по рыночной стоимости.
  2. Если отчуждается надел, принадлежащий иностранцу, юридическим лицам, в том числе, чей уставной капитал составляет более 50 % из взносов иностранцев или лиц без гражданства.
  3. Если реализуется земля, площадь которой свыше установленного размера на одного человека.
  4. Если от земли отказываются в добровольном порядке. Тогда она становится бесхозной и переходит в право собственности государства или муниципального образования.

Так или иначе, муниципалитет имеет преимущественное право покупки земли.

Назначение фонда перераспределения земли

Режим

Государственная собственность не разграничивается фондом. Распоряжение и управление землями запаса реализуется местными властями. Наделы можно сдавать в аренду, передавать в собственность (на платной или бесплатной основе) юридическим и физическим лицам в определенных случаях.

Власти в регионах могут самостоятельно устанавливать границы земель сельхозназначения, передавать местным властям те или иные полномочия в области земельных правоотношений. Также они вправе устанавливать:

  • частных лиц, которые имеют право на наделы фонда;
  • список передаваемых в собственность или аренду земель;
  • размеры участков;
  • площадь фонда в рамках муниципального образования;
  • условия предоставления наделов, которые находятся в муниципальной собственности;
  • правила внесения предложений относительно фонда.

Применение земли

В статье 78 Земельного кодекса указан порядок права пользования землей, которые выделяются из соответствующего фонда. Наделы, которые выпали из оборота временно, передаются:

  • для ведения сельского хозяйства;
  • образования полос насаждений для защиты;
  • реализации мероприятий учебного, научно-исследовательского и иного характера;
  • ловли рыбы;
  • нужд сельского хозяйства на период сооружения линий электропередач, дорог или прокладки труб;
  • охоты.

Субъекты

Наделы могут получить следующие лица:

  • товарищества и объединения для ведения хозяйства, физические лица;
  • МУП и ГУП;
  • кооперативы производственные и потребительские;
  • предприятия коммерческого и некоммерческого назначения;
  • религиозные организации;
  • учебные, производственные, опытные подразделения, занимающиеся подготовкой кадрового состава;
  • общины северных сибирских и дальневосточных народов;
  • общества казаков.

Чтобы получить землю, следует обратиться в местные власти, которые занимаются нормативным регулированием в области земельных правоотношений.

Перераспределение земель или земельных участков

Информация о земле

Согласно ст. 80 Земельного кодекса соответствующие сведения указываются в источниках с открытым доступом. Местные власти извещают всех лиц, заинтересованных в вопросе, а также публикуют информацию о землях, которые поступают в фонд.

Общины, объединения, граждане, иные лица, предусмотренные законодательством, могут обратиться к местным властям с заявлением о передачи надела в безвозмездное пользование. Хозяйства и предприятия могут обратиться с заявлением о покупке дополнительных участков. Вопрос о том, сколько стоит земля, власти решают, исходя из ее рыночной стоимости.

Проект

Проект готовится с целью упорядочения применения данных земель юрлицами и физлицами, а также для более успешного порядка образования земельных наделов. Для его создания используется правовая, техническая и экономическая документация. Делаются расчеты, описание и планы проектов. Каждое мероприятие необходимо обосновать. План состоит из следующих этапов:

  1. Предварительные работы.
  2. Разработка.
  3. Согласование.
  4. Утверждение.
  5. Образование землеустроительного дела.
  6. Передача заказчику с направлением копии в госорганы.

Проект согласуется с местными властями, кадастровой службой и иными государственными структурами.

Что еще нужно знать?

Местные власти, уполномоченные заниматься данным вопросом, должны не только предоставлять данные о наличии или отсутствии наделов в фонде, но и предъявлять информацию о том, сколько стоит земля, полное описание того или иного участка. Решение о выделении надела принимается в индивидуальном порядке. Местные власти вправе запрашивать обоснование выдела земли у заявителей.

Ст 80 ЗК РФ

Заключение

В фонд включаются земли сельскохозяйственного назначения, которые применяются для последующего развития. Источники формирования фонда в разное время отличались. Так или иначе, при образовании новых угодий и упорядочения применения прежних, а также передачи наделов в собственность и пользование предусмотрен определенный порядок. Например, предварительный проект при образовании надела согласуют с местными властями и собственниками территории, а передача участков может осуществляться только в пользу лиц, указанных в законе.