В отношении оборота угодий сельскохозяйственного значения фонд перераспределения земель имеет важное значение. При его образовании особая роль принадлежала колхозам и совхозам, а также фермерским, крестьянским и личным подсобным хозяйствам. Такая возможность была предоставлена благодаря закону РСФСР «О земельной реформе» № 374.1. Процесс продолжился за счет принятия Земельного кодекса, а также закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ.
Понятие
Фондом называется государственная структура, представляющая собой базу, где указываются точные кадастровые и регистрационные данные. Ему посвящена статья 80 Земельного кодекса РФ. Законом предусматриваются определенные основания изъятия наделов в активы, а также другие способы формирования фонда. Главная задача этой структуры заключается в сохранении и реорганизации земель сельхозназначения.
Законом не установлен порядок, который обязывает сообщать весь состав фонда. Кроме того, государственные и муниципальные власти могут не предоставлять точные границы и местонахождение наделов, за исключением случаев, предусмотренных законом. Уполномоченные структуры должны распоряжаться соответствующими активами, так же, как и периодически проводить инвентаризацию, обновлять имеющиеся данные.
Преимущества реформы
На практике образование фонда перераспределения земель приобрело важное значение. Это показала статистика. Главная цель реформы заключалась в формировании фермерского и крестьянского хозяйства путем массового выхода владельцев долей земли из общей собственности на отдельные участки посредством выдела их в натуре.
С начала 1995 года регистрацию собственности на надел земли прошли почти 300 хозяйств. Из них приблизительно треть была образована на бывших территориях колхозов и совхозов. Но порядка двух третей участков выделены из фонда перераспределения земель. В то же время с начала действия реформы люди стали создавать огороднические, дачные, садоводческие товарищества и иные объединения. К середине 2000-х годов их было уже свыше восьмидесяти тысяч.
Источники создания
Когда Земельный кодекс еще не вступил в действие, формирование фонда перераспределения земель выполнялось согласно постановлению Президиума ВС РСФСР и Совета Министров №891-1. В соответствии с этим актом примерно 10 % земель было изъято из колхозов и совхозов для внесения в фонд. Из него планировалось обеспечить наделами для кошения сена и иных нужд крестьянские хозяйства.
Другим источником стали излишки наделов, которые появились в результате образования общей собственности при приватизации территорий колхозов и совхозов и их реорганизации. Регистрация прав должна была закончиться до 1993 года.
Еще одним источником образования фонда перераспределения сельскохозяйственных земель стали лесные наделы, которые не были заняты насаждениями, а также запасные территории.
Приватизация
С этой целью в рамках районов, а также в самих совхозах и колхозах образовывались соответствующие комиссии. Они наделялись полномочиями по реорганизации и приватизации хозяйств.
В коллективе нужно было решить следующие вопросы:
- О форме собственности.
- О правилах написания заявления для получения участка, а также выкупа или аренды земли сверх установленной нормы. Должны определяться субъекты, которые могли бы получить наделы бесплатно.
- Об определении всей площади, относящейся к общей собственности.
Норма земли, которая предоставляется в среднем по району, определялась путем деления всей площади сельхозпредприятий на число граждан, задействованных в сельском хозяйстве, а также тех, кто ранее занимался соответствующей деятельностью. К последним относились пенсионеры, сотрудники социальной области и иные граждане. Местные власти вправе самостоятельно подбирать дифференцированную норму передачи наделов в собственность на безвозмездной основе, так как это зависит от плотности населения в тех или иных районах. В связи с этим нормы значительно отличались.
Прекращение прав
Фонд перераспределения земель или земельных участков пополнялся за счет угодий, которые перестали быть собственностью в связи с условиями, предусмотренными в ст. 39 и ст. 40 Земельного кодекса, принятого в 1991 года. В частности, в них говорится:
- о добровольном отказе от земли;
- истечении соответствующего периода;
- прекращения функционирования организации;
- эксплуатации надела не по целевому назначению;
- нерациональном пользовании;
- периодической неуплате сбора в течение 2 лет и долга до конца следующего года;
- неиспользовании угодий в течение года;
- отчуждении в пользу местных властей.
Вскоре, в 1993 году, данные основания утратили силу.
Изменение законодательства
Правовой режим сменился в связи со вступлением в силу нового Земельного кодекса, так же, как и закона № 101-ФЗ. Изначально предлагалось 3 способа назначения фонда перераспределения земли. Об этом говорится в п. 2 ст. 80, а именно:
- добровольного отказа;
- передачи участка в пользу государства, если отсутствуют наследники;
- изъятия в принудительном порядке в случаях, предусмотренных законом.
Затем ст. 80 ЗК РФ была дополнена указанием о включении в фонд территорий на основании Указа президента № 323 от 1991 г.
Многие специалисты сходятся во мнении о том, что новая редакция должна быть уточнена. Начало образования фонда связано с исполнением актов о земельной реформе. В то же время большая часть участков не коснулась приватизации.
Как обстоит дело сегодня?
В фонд включаются участки, которые ранее не использовались или получены государственными органами при сделке. Согласно действующему Земельному кодексу в него входят следующие территории:
- Если нет субъекта, который собирается приобрести надел для использования в сельском хозяйстве, тогда его покупает муниципалитет по рыночной стоимости.
- Если отчуждается надел, принадлежащий иностранцу, юридическим лицам, в том числе, чей уставной капитал составляет более 50 % из взносов иностранцев или лиц без гражданства.
- Если реализуется земля, площадь которой свыше установленного размера на одного человека.
- Если от земли отказываются в добровольном порядке. Тогда она становится бесхозной и переходит в право собственности государства или муниципального образования.
Так или иначе, муниципалитет имеет преимущественное право покупки земли.
Режим
Государственная собственность не разграничивается фондом. Распоряжение и управление землями запаса реализуется местными властями. Наделы можно сдавать в аренду, передавать в собственность (на платной или бесплатной основе) юридическим и физическим лицам в определенных случаях.
Власти в регионах могут самостоятельно устанавливать границы земель сельхозназначения, передавать местным властям те или иные полномочия в области земельных правоотношений. Также они вправе устанавливать:
- частных лиц, которые имеют право на наделы фонда;
- список передаваемых в собственность или аренду земель;
- размеры участков;
- площадь фонда в рамках муниципального образования;
- условия предоставления наделов, которые находятся в муниципальной собственности;
- правила внесения предложений относительно фонда.
Применение земли
В статье 78 Земельного кодекса указан порядок права пользования землей, которые выделяются из соответствующего фонда. Наделы, которые выпали из оборота временно, передаются:
- для ведения сельского хозяйства;
- образования полос насаждений для защиты;
- реализации мероприятий учебного, научно-исследовательского и иного характера;
- ловли рыбы;
- нужд сельского хозяйства на период сооружения линий электропередач, дорог или прокладки труб;
- охоты.
Субъекты
Наделы могут получить следующие лица:
- товарищества и объединения для ведения хозяйства, физические лица;
- МУП и ГУП;
- кооперативы производственные и потребительские;
- предприятия коммерческого и некоммерческого назначения;
- религиозные организации;
- учебные, производственные, опытные подразделения, занимающиеся подготовкой кадрового состава;
- общины северных сибирских и дальневосточных народов;
- общества казаков.
Чтобы получить землю, следует обратиться в местные власти, которые занимаются нормативным регулированием в области земельных правоотношений.
Информация о земле
Согласно ст. 80 Земельного кодекса соответствующие сведения указываются в источниках с открытым доступом. Местные власти извещают всех лиц, заинтересованных в вопросе, а также публикуют информацию о землях, которые поступают в фонд.
Общины, объединения, граждане, иные лица, предусмотренные законодательством, могут обратиться к местным властям с заявлением о передачи надела в безвозмездное пользование. Хозяйства и предприятия могут обратиться с заявлением о покупке дополнительных участков. Вопрос о том, сколько стоит земля, власти решают, исходя из ее рыночной стоимости.
Проект
Проект готовится с целью упорядочения применения данных земель юрлицами и физлицами, а также для более успешного порядка образования земельных наделов. Для его создания используется правовая, техническая и экономическая документация. Делаются расчеты, описание и планы проектов. Каждое мероприятие необходимо обосновать. План состоит из следующих этапов:
- Предварительные работы.
- Разработка.
- Согласование.
- Утверждение.
- Образование землеустроительного дела.
- Передача заказчику с направлением копии в госорганы.
Проект согласуется с местными властями, кадастровой службой и иными государственными структурами.
Что еще нужно знать?
Местные власти, уполномоченные заниматься данным вопросом, должны не только предоставлять данные о наличии или отсутствии наделов в фонде, но и предъявлять информацию о том, сколько стоит земля, полное описание того или иного участка. Решение о выделении надела принимается в индивидуальном порядке. Местные власти вправе запрашивать обоснование выдела земли у заявителей.
Заключение
В фонд включаются земли сельскохозяйственного назначения, которые применяются для последующего развития. Источники формирования фонда в разное время отличались. Так или иначе, при образовании новых угодий и упорядочения применения прежних, а также передачи наделов в собственность и пользование предусмотрен определенный порядок. Например, предварительный проект при образовании надела согласуют с местными властями и собственниками территории, а передача участков может осуществляться только в пользу лиц, указанных в законе.