Коммуникативный акт – это одно из ключевых явлений прагматической лингвистики. Он демонстрирует зависимость функций языка от внешних условий. В связи с этим важно понять, какой является структура коммуникативного акта.
Что такое коммуникативный акт?
Понятие коммуникативного акта формулируется как сегмент процесса коммуникации, в ходе которого происходит обмен информацией посредством языковых средств, знаков и символов. Это наиболее обобщенное определение понятия. Также различные лингвисты дают такие определения:
- это речевое взаимодействие между двумя или более носителями языка;
- взаимодействие между отправителем и получателем информации;
- единица общения, состоящая из речевого аспекта, аудитивного акта (слушания), а также коммуникативной ситуации, определяющей взаимоотношения между ораторами;
- двусторонний процесс общения, в ходе которого говорящий передает информацию, а адресат реагирует на нее определенным образом.
Структура коммуникативного акта
Независимо от того, в каких условиях и по какому вопросу происходит общение, оно включает в себя ряд компонентов. Структура коммуникативного акта может быть описана следующим образом:
- Сообщение – это осознанный или случайный сигнал, который вызовет определенную реакцию адресата. Как показывает практика, основная масса сообщений не только осознанна, но также продумана и тщательно подготовлена. Может иметь место не только речь, но также гримасы, междометия и жесты.
- Кодирование – это процесс, реализующийся отправителем сообщения, который подразумевает использование системы знаков, позволяющих обозначить и закрепить содержание. Она должна быть понятной и приемлемой для всех участников коммуникативного акта. Также учитывается канал передачи информации.
- Декодирование – это процесс восприятия слушателем знаков и придания им определенного значения. При этом в процессе декодирования содержание сообщения может быть искажено, даже если оно не подвергалось никаким негативным воздействиям.
- Канал передачи данных – система методов и средств, через которые отправитель сообщения передает его адресату. При этом речь может идти как о прямом общении, так и использовании современных технологий транспортировки данных.
- Коммуникативные шумы или барьеры – это препятствия, которые мешают передаче информации или ее правильной интерпретации адресатом.
Кто принимает участие в коммуникативном акте?
Участники коммуникативного акта могут отличаться в зависимости от моделей, которых выделяют несколько. Особое внимание стоит обратить на такие концепции:
- Модель, разработанная Шенноном и Уивером, включает в себя источник данных передачи сведений, канал, приемник и конкретную цель общения. При этом они составляют линейную модель.
- Модель Якобсона является функциональной. В ней принимают участие адресант и адресат. Особое внимание в данной модели уделяется содержанию сообщения и способам кодирования.
Основные функции языка
Язык – это основное средство передачи информации, которое непрерывно развивается. В вербальной или невербальной форме люди обмениваются огромным количеством данных. Стоит выделить такие основные функции языка:
- Познавательная функция. Имеется в виду участие в процессах восприятия происходящего и формирования представлений о сущности вещей, понятий и умозаключений. Кроме того, язык является механизмом формирования, хранения и передачи знаний между культурами и поколениями.
- Регулятивная функция. Связана с намерениями и целями оратора. Это то, ради чего он обращается к собеседнику или аудитории.
- Эмоционально-экспрессивная функция. Посредством языка говорящий доносит до аудитории свое субъективно-психологическое отношение к содержанию сообщения. Это достигается посредством интонации и междометий.
- Фактическая функция (установление контактов). Имеется в виду бесцельное общение, когда важна не суть передаваемой информации, а стремление воздействия на собеседника. Речь идет о дежурных разговорах об искусстве, погоде, прочих темах с целью установления каких-либо взаимоотношений между субъектами.
- Метаязыковая функция. Связана с какими-либо трудностями общения с ребенком, иностранцем или другим лицом, которое не вполне владеет речевыми навыками, доступными одному из ораторов. Таким образом, некоторые термины приходится пояснять более доступными, общепринятыми словами.
- Эстетическая функция. Связана с вниманием к речевому оформлению сообщения. Говорящие придают тексту словесную и звуковую фактуру, демонстрирующую культурный уровень.
- Коммуникативная функция. Обеспечивает взаимодействие между собеседниками и передачу информации.
- Этническая функция. Выступает в качестве объединяющего фактора и отличительной особенности представителей отдельных национальностей.
В каких формах происходит общение?
Формы общения между людьми могут различаться, в зависимости от условий, социального уровня, целей и прочих факторов. Можно выделить следующие:
- Контакт масок. Это формальные коммуникации, в которых принято соблюдать строгость, вежливость, участие или же безразличие по отношению к собеседнику. Такие формы общения применяются в официальной обстановке, когда нужно лишь донести или получить информацию, а не понять оппонента и проникнуться его личностью.
- Примитивное общение. Ему предшествует оценка собеседника с точки зрения "полезности". Если ответ будет положительным, то с ним завязывают общение. В противном случае он может быть отвергнут.
- Формально-ролевое общение. Ситуация, когда и содержание речи и средства ее донесения строго регламентированы. При этом важна не личность собеседника, а его социальный статус.
- Неформальное общение. Любые контакты между людьми за пределами официальных рамок. Такое общение не регламентировано и может проходить с использованием любых средств передачи информации.
- Деловое общение. Происходит с учетом личностных особенностей собеседника. Тем не менее на первое место выходят именно официальные взаимоотношения.
- Духовное общение. Доверительно-неформальная форма, которая может использоваться между близкими знакомыми, родственниками и так далее. Может быть поднята абсолютно любая тема, а также использованы любые методы донесения информации. При этом каждый участник беседы хорошо знаком с особенностями личности собеседника.
- Манипулятивное общение. Подразумевает извлечение личной выгоды путем воздействия на собеседника.
- Ритуальное общение. Происходит в соответствии со сценариями или нормами, принятыми в определенных условиях.
- Светское общение. Отличается беспредметностью и формализованностью. Собеседники говорят не о том, что думают, а о том, что вписывается в рамки, созданные обществом.
Виды общения по содержанию
Структура коммуникативного акта во многом определяется содержательной стороной. В зависимости от этого факторы можно выделить такие виды общения:
- Материальное. Преследует своей целью обмен какими-либо предметами.
- Когнитивное. Подразумевает обмен данными знаниями и фактами.
- Кондиционное. В процессе такого общения происходит передача сведений о физиологическом или психическом состоянии собеседников.
- Мотивационное. Происходит с целью стимулирования побуждения формирования интересов и целей.
- Деятельностное. Происходит в процессе выполнения каких-либо действий и операций с целью демонстрации умений и навыков.
Основные цели общения
Многие исследователи занимаются изучением такого вопроса, как структура коммуникативного акта. В психологии уделяется особое внимание целям общения. Можно выделить восемь основных:
- Контактная. Передача и восприятие информации при обоюдной готовности к данному процессу.
- Информационная. Прием и передача сведений любого характера.
- Стимулирующая. Побуждение человека к каким-либо действиям в интересах говорящего адресата или третьих лиц.
- Координационная. Помогает организовать слаженную совместную деятельность.
- Понимание. Устранение разногласий договорным путем.
- Эмотивное возбуждение. Обмен чувствами и эмоциями.
- Установление отношений. Налаживание необходимых в работе и прочих сферах жизни человека контактов.
- Оказание влияния. Демонстрация власти с целью самоутверждения или для достижения каких-либо интересов.
Языковые инструменты и средства общения
Языковые средства общения составляют основу любого коммуникационного акта. К ним можно отнести следующие:
- говорение – использование языкового навыка чтобы сообщить кому-то определенную информацию;
- слушание – способность к восприятию звучащей речи и извлечению из нее необходимых сведений;
- письмо – фиксация информации на бумажных или электронных носителях для личного пользования или передачи третьим лицам;
- чтение – восприятие данных, зафиксированных в письменной или печатной форме.
Причины неудачных коммуникаций
Недостаточно изучить компоненты коммуникативного акта. Важно научиться правильно манипулировать ими. Неумелое общение часто приводит к коммуникативным неудачам. Можно выделить такие основные причины этого негативного явления:
- Неподходящая коммуникативная среда, которая сводит на нет все усилия собеседников наладить контакт и качественно воспринимать информацию. Обычно такое случается, когда в коммуникативном акте вольно или невольно принимают участие посторонние лица. Также причиной может послужить недостаточная "степень знакомства" собеседников, что мешает установлению контакта.
- Нарушение паритетности в общении, а также пренебрежение правилами кооперации или солидарности собеседников. Чаще всего причиной является стремление одного из участников к доминированию над остальными. Это начинается с выбора темы, продолжается постоянными перебивающими вопросами. В конечном счете диалог превращается в монолог. При этом не последнюю роль в поведении "лидера" играет его социальный статус, чрезмерная эмоциональность или низкие культурные навыки.
- Ритуализация живого речевого общения. Это значит, что все реплики прагматичны и строго соответствуют шаблонам и этическим нормам. При таком общении трудно донести свои мысли и понять собеседника. Вполне естественно, что возникает атмосфера недопонимания и недосказанности.
- Неуместные замечания личного характера. Нередко неумение говорящего вызвать симпатию и понимание со стороны собеседника побуждает его к тому, чтобы затрагивать недопустимые темы, критиковать личные качества оппонентов.
- Неоправданные ожидания слушателя. В силу социокультурных стереотипов, определенных убеждений, психологических барьеров и прочих факторов, слушатель может не понять того, что хочет донести оратор. Также причиной может быть неумение говорящего правильно оформить и донести свою мысль.
Коммуникативное поведение представителей различных национальностей
В деловых и межличностных отношениях важно учитывать национальные особенности коммуникативного акта. Это особенно важно, если вам нужно установить контакты с представителями других государств и культур. Стоит отметить такие интересные моменты:
- Американцы больше всего ценят индивидуальность и права личности. Внешне это может показаться проявлением эгоизма. Тем не менее, уважая себя, американцы аналогичным образом относятся к собеседникам. Они предпочтут неофициальное общение чопорному деловому этикету. При этом в разговоре они любят мериться материальными успехами, а также обсуждать свои хобби.
- Французы отличаются галантностью. Они любят демонстрировать красноречие и с недоверием относятся к "молчунам". Система образования направлена на то, чтобы воспитывать независимых людей, умеющих критически мыслить. Это сказывается и на общении. Деловые связи стараются устанавливать через общие знакомства.
- Англичане сдержанны и даже замкнуты в общении. Они не склонны к откровенным разговорам, а потому может возникнуть ощущение недосказанности и недоверия. Многословность считается признаком дурного тона.
- Арабы с трепетным уважением относятся к своим традициям. Речевой коммуникативный акт нередко сопровождается рассказами об особенностях и победах своей страны. При этом абсолютно неприемлемо, чтобы деловые вопросы решались с женщинами. При общении с иностранцами арабы радушны, учтивы и вежливы, но держатся на некотором расстоянии.
- Австралийцы очень говорливы и любят спорить в процессе беседы. Представители этой нации не любят суеты, а также чрезмерной педантичности. С ними себя нужно вести спокойно и естественно.
Заключение
Коммуникативный акт и его составляющие – это неотъемлемая часть жизни современного человека. Развитые навыки общения определяют успех в работе и всех остальных сферах жизнедеятельности человека. Он должен постоянно совершенствоваться в данном направлении.