Рубрики

Авторские права и смежные с авторскими: гл. 71 ГК РФ

Если еще пару столетий назад никто и не задумывался о введении в РФ законодательства об авторских и смежных правах, то сейчас, в век технического, культурного и научного прогресса, этот вопрос озаботил многочисленных людей. С развитием интернета стало очень сложно закрепить за собой право интеллектуальной собственности, поэтому авторы предпочитают озаботиться этим вопросом преждевременно, чтобы впоследствии оставить за собой авторское право, право на воспроизведение результатов, на оплату и многие другие. Именно вопрос о том, какова в России правовая охрана авторских и смежных прав, а также то, что законотворцы непосредственно подразумевают под терминами, и будет рассказано в этой статье.

Основа

Нормативные акты

Вплоть до появления в РФ Четвертой части Гражданского кодекса, а именно главы 71, нарушение авторских и смежных прав, а также их защита не имела единого закрепления. Действительно, существовало несколько федеральных законов, которые в отдельных своих частях на некотором уровне могли помочь авторам индивидуализировать их труд, но на практике они были настолько разрозненны, что использовать их нормально почти не удавалось.

К примеру, закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" был принят еще 9 июля 1993 года. После него на свет появилось еще несколько иных, которые пытались проконтролировать деятельность в этом направлении. Их постоянно пытались адаптировать под текущую ситуацию, поэтому постепенно вводились новые дополнения, но полностью решить ситуацию попросту не получалось. Именно поэтому 24 ноября 2005 года Государственной думой была принята новая глава Гражданского кодекса, которая заменила собой текущие законы об авторском праве и смежных правах.

В некотором образе, Россия стала первопроходцем, объединив в единое целое регулирование всего оборота интеллектуальных продуктов и средств индивидуализации авторов. Нормы, которые закреплены в этом документы, едины для всех, что перечислены в главе "Общие положения".

Историческая справка

Право на авторство

Для того, чтобы в полной мере понять, что же законодательная система подразумевает под терминами авторские и смежные права в ГК РФ, стоит предварительно рассмотреть историю их закрепления в стране.

На самом деле первые попытки закрепить в России авторское право начались еще в начале 19 века. Это термин был сформулирован достаточно просто, благодаря чему закреплялось за создателем или переводчиком книг право на использование и продажу их произведений до конца жизни, приплюсовывая еще 25 лет после смерти. После этого любое произведение признавалось достоянием публики.

Практически через столетие, в марте 1911 года появился специальный закон об авторском праве и смежных правах, который впитал в себя все достижения существующего тогда в Европе законодательства в данной сфере. Причем следует указать, что в некоторой степени он даже превзошел европейские постановления, поскольку расширял существующие их виды и давал ряд понятий. К сожалению, приход к власти Советов отменил имеющееся законодательство, и новое правительство пересмотрело существующие декреты. Они национализировали практически всю классическую литературу, сказав, что публиковать книги может совершенно любой человек без разрешения государства в тех случаях, если автор умер раньше 1917 года. Постепенно авторское право переходило из области частной собственности к общественной.

Только постепенно к временам распада СССР за авторами стали признавать гораздо больше прав, но на деле все это было жалкими крохами. К тому же права, смежные с авторскими, были непосредственно закреплены в законодательстве только вновь с 1991 года, после чего и начался новый виток развития этой сферы.

Понятие

Понятно, что охрана авторских и смежных прав имеет в настоящее время очень большое значение, поскольку позволяет закрепить за человеком результаты его интеллектуальной собственности. Но для того чтобы понять, как именно она осуществляется, предварительно нужно дать им четкие понятия.

Итак, под авторским правом подразумеваются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Как можно увидеть, этот список исчерпывающий, и закреплен он в статье 1255 ГК РФ. Впервые введенное понятие "интеллектуальные права" включает в себя результаты интеллектуальной деятельности, которые включают в себя не только исключительное право, но и ряд личных неимущественных и иных прав.

Виды

Работа автора

Прежде чем непосредственно перейти к рассмотрению прав, смежных с авторскими, следует рассмотреть, что же принято относить к ним. Этот перечень закреплен в той же статье и включает в себя:

  1. Исключительное право на созданное произведение.
  2. Право на личное авторство.
  3. Право на указание своего имени на результате.
  4. Право на неприкосновенность созданного произведения.
  5. Право на свободное обнародование.

В некоторых случаях в данный перечень также могут входить и некоторые иные права, которые закреплены в Гражданском кодексе.

Субъекты

Перед тем как перейти к выяснению того, что относится к правам, смежным с авторскими, поговорим еще и о субъектах авторского. Под ними подразумеваются непосредственные создатели. Однако, помимо этого, к субъектам могут быть причислены правопреемники, а также иные лица, которые, согласно закону или договору, приобретают исключительное авторское право.

На самом деле для закона совершенно не имеет значения, является ли субъектом данного права физическое или юридическое лицо, поскольку издатели журналов и газет имеют тот же ряд прав, как человек, который написал книгу у себя дома.

Всегда следует помнить, что все права автора на произведение имеются у него как у создателя непосредственно из-за самого факта создания. Именно этим и отличается авторское право от патентного, так как не требуется проводить предварительную регистрацию или соблюдать иные формальности.

Знак авторского права

Знак авторского права

В качестве подтверждения своего исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, обладатель произведения может использовать (хотя при желании может это и не делать) знак охраны авторского прав. Он состоит из трех особых элементов:

  1. Буквы С латиницей, нарисованной в окружности. Эта первая буква слова copyright.
  2. Указания собственного имени или прозвища обладателя исключительного права.
  3. Года первого опубликования данного произведения.

Данный знак служит исключительно информационную роль, и его размещение носит факультативный характер. На практике с помощью данного знака выявляют случаи несанкционированного использования прав.

Права, смежные с авторскими

Теперь непосредственно перейдем к тому, что в законодательстве понимается под смежными правами. К ним принято относить, как можно понять из названия, права, которые достаточно сходны с авторскими. Из-за подобной схожести они имеют идентичный правовой режим.

Во многом появление смежных прав принято считать результатом прогресса, поскольку они дают возможность третьим лицам воспринимать новые веяния. Создание братьями Люмьер кинематографа, а Томасом Эдисоном фотографии в свое время значительно расширило виды авторских и смежных прав. Когда начался настоящий технический прогресс 20 века, то стало понятно, что законодательная база просто не способна угнаться за ним, а потому потребовалось выделить особую группу отношений, обладавших определенной спецификой, которые не могли в полной мере относиться к авторским.

Виды смежных прав

Дирижер оркестра

Итак, в настоящее время все эти понятия закреплены в статье 1304 ГК РФ. К ним принято относить:

  1. Право на исполнение - непосредственно отдается артистам-исполнителям и дирижерам, а также иным лицам, признавая за ними исключительное право называться автором исполнения и указывать свое имя или прозвище на экземплярах фонограммы.
  2. Право на фонограмму - запрещает любым образом искажать фонограмму, а при желании ее можно обнародовать или указать свое имя на экземплярах.
  3. Право организаций эфирного и кабельного телевещания любую созданную программу или сообщение, выходящее в эфир, можно использовать любым способом, который не противоречит существующему законодательству.
  4. Право на базы данных - изготовитель может извлекать из нее любые данные в зависимости от своего желания и вновь их использовать.
  5. Право публикатора на произведения, ранее находящиеся под защитой авторского права после их перехода в общественную собственность.

По сути, все смежные права сводятся к тому, что нельзя без разрешения организаций, артистов или иных обладателей данных прав использовать любые фонограммы, телепрограммы, творческие результаты деятельности.

Знак защиты

Знак смежных прав

Как и авторские права, смежные также имеют свой особенный знак защиты. Он обычно помещается на каждом экземпляре фонограммы, а в случаях, когда это невозможно, то на футляре. Состоит он из следующих элементов:

  1. Буквы Р в окружности.
  2. Наименования обладателя исключительного права.
  3. Года, в котором данная фонограмма впервые была опубликована.

Как можно увидеть, данный знак защиты очень похож на тот, что имеется у авторского права. Их единственное различие в том, что меняется буква, поскольку использующееся для их описания слово другое, а именно - phonorecord.

Защита

Защита авторских прав

Свободный гражданский оборот в первую очередь направлен не только на то, что за авторами будут закреплены определенные гражданские права, но и на то, что они будут находиться под строгой правовой охраной. В настоящее время под термином защита в данной сфере предусматривается целая совокупность разнообразных мер, которые обеспечивают нормальную реализацию права, так что сюда входят не только правовые нормы, но и меры экономического, политического и организационного характера, которые помогают в полной мере установить все необходимые условия для того, чтобы субъективные права были реализованы.

Исходя из этого, можно сказать, что защита прав имеет достаточно широкое понимание. Однако, помимо этого, имеется более и узкий смысл данного понятия. В него включаются только непосредственно те меры, которые предусмотрены законодательством. Они направлены на то, чтобы помочь владельцу защитить свои гражданские права в тех случаях, когда они были оспорены или нарушены. К таким правам, к примеру, относится возможность автора обратиться в суд на неправомерные действия нарушителя для восстановления своих законных интересов, а также многие другие.

Заключение

Вопрос об авторском и смежном праве на данный момент является одним из самых центральных как в российской, так и в международной законодательной системе. Он имеет огромное множество нюансов, которые достаточно сложно рассмотреть в одной статье, поскольку они во многом субъективны. Но на самом деле стоит запомнить одну главную идею всех правовых норм в данной сфере: авторские и смежные права являются исключительными в силу их природы, так что принадлежать они могут только обладателю и более никому. Также следует помнить, что создатель обладает единым авторским правом, которое впоследствии может в зависимости от условий немного видоизменяться.