Рубрики

Американское руководство 1940-х для боссов-мужчин, как обращаться с женщинами-сотрудницами. Не мешало бы и нам такое отношение...

Сегодня в мире царит равноправие. Сегодня женщины работают наравне с мужчинами. Никого не удивляет тот факт, что женщина руководит коллективом из мужчин. Однако еще в начале прошлого столетия это было дикостью. Когда представительницы прекрасного пола стали выходить на работу, мужчинам-боссам даже напечатали специальную инструкцию о том, как обращаться с сотрудницами. Американское руководство под названием "Когда вы наблюдаете за женщиной" 1940 года выпуска дает представление о том, как же работалось девушкам в сугубо мужском коллективе.

Исторический экскурс

Представительниц прекрасного пола рассматривали исключительно как хранительниц домашнего очага. Им даже не разрешалось иметь образование, чтобы не влезать в мужские дела. 30-е годы прошло века в Соединенных Штатах ознаменовались периодом Великой депрессии. В то время как раз шел переход от ручного производства к машинному. В людях уже практически никто не нуждался. Рабочих мест было настолько мало, что даже если бы девушка и хотела найти работу, то это бы посчитали преступлением: она бы практически отбирала хлеб у мужчины.

Ситуация изменилась во время Второй мировой войны. Когда США присоединились к борьбе, начала стремительно развиваться военная промышленность. На работу брали всех, чуть ли не детей. Женщины, даже если бы и хотели, уже бы не смогли сидеть дома. Везде не хватало сотрудников. Поначалу работали девушки из низших сословий, затем к работе приобщились даже дамы-аристократки.

Собственно, пришло время ознакомиться с наставлениями мужчинам-начальникам, которые описаны в американской брошюре.

Как приобщить женщину к работе

Правительство Соединенных Штатов поставило за цель приобщить абсолютно всех дам к работе. Для этого им нужно было предложить хорошие условия. И, конечно, бережное обращение со стороны мужчин являлось обязательным условием. В руководстве говорится, что перед тем, как нанимать на работу девушку, руководителю нужно было оценить ее опыт, умения и самостоятельно подобрать должность, которая бы ее удовлетворила и соответствовала бы ее навыкам. Сначала женщине нужно было провести так называемую «обзорную экскурсию», поместить в группу единомышленников, чтобы у нее не возникло желания отказаться от должности.

Мужчине-боссу нужно было предоставить сотруднице все необходимые инструменты для работы, ознакомить ее с политикой компании, убедиться в том, что она знает, где находится комната отдыха, столовая, амбулаторий. При составлении графика работы нужно было обязательно учитывать состояние ее здоровья, домашние обязанности, семейное положение. Менять смены без предупреждения было запрещено.

Как наблюдать за работой женщины

Конечно, в обязанности босса, как тогда, так и сейчас, входит контроль за качеством выполнения сотрудницей поставленных задач. Однако наблюдать за рабочим процессом нужно было максимально деликатно, чтобы ненароком не обидеть чувствительную девушку. Было запрещено делать ей строгие замечания, выговоры, отпускать в ее адрес колкости и шутки. В противном случае она может обидеться.

За хорошую работу сотрудницу нужно обязательно похвалить. Если у нее что-то не получается, то босс обязан помочь, выслушать ее текущие проблемы.

Условия работы

Мужчин-начальников призывали к тому, чтобы женщины трудились только по 8 часов в день, то есть не более 40 часов в неделю. Сверхурочная работа была крайне нежелательна. В середине смены сотрудницы имели право на перерыв для восстановления сил. Начальник должен был следить за чистотой в туалете, комнате отдыха, столовой, обеспечить беспрепятственный доступ к прохладной питьевой воде, позаботиться о том, чтобы обед в столовой был питательным.

Отдельные требования были и к рабочему месту. Помещение должно было быть хорошо освещенным, с отличной вентиляцией. Желательно, чтобы оно находилось подальше от шума, пыли дорог и т.д. Боссам нужно было предоставить женщинам удобную рабочую одежду, комфортную обувь, также выделить шкафчики для хранения личных вещей.

Кстати, еще раз об обеденных перерывах. Если сотрудница устала, она имела право сесть в кресло, послушать музыку и расслабиться. Так что начальнику также нужно было составлять плейлист для подобной релаксации. Не работа – мечта!

Индивидуальный подход

В случае прогулов нужно было выяснить у сотрудницы, по какой причине она не вышла на работу. Может, ее не устраивают условия, зарплата? Может, есть проблемы личного характера? В любом случае, нужно было оказать ей помощь: выслушать ситуацию, предпринять меры.

Вместо заключения

Конечно, неудивительно, что на работу стали устраиваться даже многодетные мамочки с детьми. Начальство шло им на уступки и подстраивалось под их требования. Однако, увы, все хорошее рано или поздно проходит. После окончания Второй мировой войны женщин стали массово увольнять либо понижать до низкооплачиваемых должностей. К 50-ым годам прошлого столетия большинство девушек вновь превратились в обычных домохозяек.